Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни»

Фотокопия картины

Полотном «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков начал создание цикла работ об истории России. Чем эта картина примечательна? Что может дать она нам, россиянам, живущим в 21 веке? Начать стоит с исторического экскурса.
Когда в 1682 году умер царь Фёдор Алексеевич, его наследникам-племянникам, Ивану и Петру, было соответственно 16 и 10 лет. Регентское управление страной взяла на себя их сестра, Софья. Прошли годы. Пётр возмужал и женился, а регентша не спешила снять с себя полномочия. А потом подняла стрельцов на бунт против брата, будущего императора, Петра Первого. Бунт был подавлен, а Софья заточена в монастырь.
Художник переносит нас в 1698 год, на Красную площадь, и изображает Лобное место на фоне собора Василия Блаженного и Кремля. Суриков стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в минуты страшного испытания.
В центре композиции — стрельцы и их близкие. Каждый ведёт себя по-своему. Молодая женщина в богатой одежде заломила руки от горя, к ней прижался мальчик лет пяти. Рядом старуха в бессилии опустилась на землю, а подле неё стоит девочка лет четырёх в красном платке и что-то кричит. Другая молодая женщина закрыла руками лицо.
Один стрелец впал в отчаяние и опустил голову. Другой — старик — смотрит невидящим взглядом, будто не веря в происходящее. Третий — чернобородый — с напряжённым лицом собрал всю волю в кулак, чтоб с честью принять смерть. И только один рыжеволосый стрелец в красной шапке смотрит на молодого царя с ненавистью.
Царь Пётр Первый — в стороне, верхом на коне наблюдает за приготовлениями к казни. Его взгляд тоже горит ненавистью, но ещё он полон власти и силы. Между фигурами Петра и рыжего стрельца можно провести диагональ, которая показывает противостояние этих персонажей.
Трагедию момента подчеркивает и тёмный колорит картины. Это утро после дождливой осенней ночи, когда ещё не совсем рассеялся туман. Среди толпы выделяются белые рубахи осужденных и огоньки их свечей. В картине Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, в действительности изобразив лишь несколько десятков человек.
Эта картина имеет особенность: художнику дали советы два его великих современника, Л. Толстой и И. Репин. Совет Льва Николаевича: раз стрельцы держат в руках свечи всю дорогу, пока их везут на казнь, то воск оплыл и закапал руки. Это замечание Суриков благодарно принял и поправил холст. (Свечи — символ молитвы. Примечательно, что священник не присутствовал на той казни, нет его и на холсте.) А Илья Репин посоветовал коллеге добавить действия в картину, нарисовать повешенного. Художник сначала послушался и набросал фигуру, но истошный крик вошедшей служанки побудил его вернуться к начальному замыслу.
Василий Суриков — непревзойдённый мастер исторической живописи. Он никого не судит в этом полотне, а оставляет зрителю простор для размышлений. В его картинах история оживает, переставая быть скучной наукой… Шедевр Сурикова «Утро стрелецкой казни» хранится в Третьяковской галерее. Это большая картина размером 218 на 379 сантиметров.