Малахитовая ваза

изображение

Малахитовая ваза-кратер «Медичи»1850-1852 гг. (Эрмитаж)

Санкт-Петербург знаменит не только памятниками зодчества, но и «одетыми» в гранитную оправу каналами и реками. Северная «Венеция» имеет еще одно преимущество перед многими другими городами мира: нигде больше не встретишь такого удивительного разнообразия камней, украшающих интерьеры многих дворцов, и прежде всего — Государственного Эрмитажа.
Все четыре здания Эрмитажа (Малый, Большой, Новый Эрмитаж и Зимний дворец) хранят более двухсот произведений искусства из малахита!
Со времен Древнего Египта люди ценили малахит. «Малахитовой эпохой» обычно называют 30—40-е годы XIX века, когда были открыты новые крупные месторождения малахита под Нижним Тагилом. Именно в это время и вспыхнула необычная мода на малахитовые изделия. Малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы.
Один из лучших образцов искусства уральских малахитчиков — колоссальная малахитовая ваза-кратер «Медичи» 1850-1852 гг. (Эрмитаж).
Она была выполнена по рисунку И.Гальберга «ленточным» набором. В Петербурге в английском магазине «Никольс и Плинке» для неё изготовили ручки из золочёной чеканной бронзы. Она является одной из самых красивых и крупных ваз, хранящихся в настоящее время в Эрмитаже. Высота её достигает 184 см.
В ней покоряет замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен и разнообразен. Закономерно чередуясь, тёмные и светлые волнистые зеленые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую свежей изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зелёные волны.
На ножке малахитовой вазы переплетаются тёмно-зелёные узоры, напоминающие сердцевину дерева. Они прорезаны почти чёрными жилками и окаймлены светло-зелёной каймой. Выпуклый низ чаши не имеет специального организованного узора камня. Здесь в самом причудливом сочетании даны тёмные и ярко-светлые куски малахита, что создает впечатление мятого зелёного плюша. Борт чаши имеет тот же рисунок, но малахит для него взят густо-зелёный. В размещении плиток малахита виден принцип подхода мастера к созданию узора: ножка — единственная большая свободная поверхность, и на ней размещён значительный по величине рисунок: диаметр среднего узора 12—14 см.
Есть что-то колдовское в узорах этого материала. Это та красота, которая создана самой природой — и человек стремится подчеркнуть эту природную красоту. Зеленый или зеленовато-голубой уральский малахит— не просто редкий и весьма дорогой самоцвет. Этот камень — национальный символ России.