Михаил Врубель, «Пан»

ИзображениеПеред нами знаменитая картина Михаила Врубеля «Пан», написанная им в 1899 году на Орловщине в имении М.Тенишевой, известного русского мецената. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса «Святой сатир». В картине «Пан» эллинский козлоногий бог превращается в русского лешего.
На переднем плане художник написал странное существо из русской сказки, с добрыми, бездонными, голубыми, влюблёнными в жизнь глазами.
Позади вечерний пейзаж – сумерки. Ещё синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой речки, а в густой мгле за тёмным частоколом старого бора встаёт молодой золотистый месяц, который освещает берег и само существо, сидящее перед нами. Легкий ветерок трогает листву берёз, тишина завораживает…
Человек или леший смотрит на нас сверкающими родниковой свежестью глазами? Седая борода, космы растрёпаных волос, кустистые брови, два мощных чёрных рога на широком лбу, могучие, жилистые руки с длинными узловатыми, словно сучья, пальцами и заросшее густой шерстью ниже пояса тело и ноги, имеющие вид козлиных. Он кажется проросшим из берёзового пня. Существо сидит на земле, опираясь одной рукою на своё колено, а в другой держа пастушью многоствольную флейту – музыкальный инструмент, состоящий из скреплённых между собой нескольких пустотелых трубочек разной длины и толщины, верхние концы трубочек открыты, нижние – закрыты.
Фантастическую окраску обретает характерный русский пейзаж. Фигура и окружающая его природа составляют единство и могут превращаться друг в друга. Врубель снимает перегородки между живым и неживым, между человеком и лесными тварями, стихиями и всем, что наполняет землю, воды и небо. Единая, общая жизнь во всём. Леший — душа и тело этих перелесков и тонкой равнины, завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская глубина его глаз говорит о какой-то древнейшей мудрости, чуждой сознанию.