Пабло Пикассо, «Старый еврей с мальчиком» (1903 г.)

изображение

На картине на тёмно-синем фоне изображен изможденный нищий старик, обнимающий маленького мальчика, который грустно ест то ли яблоко, то ли кусок хлеба. Одежда подчеркивает контраст между этими двумя персонажами: на старике рубаха и рваные штаны, которые не доходят даже до щиколоток. его худые, как у скелета, ноги ничем не прикрыты, а вот мальчик полностью укрыт накидкой, его тела почти не видно.
Нищие на картине воплощают в себе два наиболее беспомощных, незащищённых возраста — детство и старость. Пикассо изображает истощённого слепого старика, но мальчик, прижавшийся к нему, также кажется слепым – настолько неподвижны и мертвы его глаза. Несмотря на то, что старик незрячий, внутренний взор его проникает в самую сущность вещей и событий. Мальчик чувствует в старике единственную поддержку и надежду. Их всего двое на этом свете, не нужных никому людей, и только взаимная любовь помогает им выжить.
Сюжет картины прост и незатейлив. Также конкретны и минимальны художественные средства. Нечёсаная борода, старым платком повязанные волосы, впалые щеки — всё свидетельствует о бедности и долгом недоедании старика. Мальчик ест что-то – наверное, единственное подаяние за день. Вся горечь и несправедливость мира выражены на этом холсте. Чёткие линии напоминают скульптурное изображение. Отсутствие деталей только подчеркивает это. На синем фоне выделяются только лица героев и ноги старика. Ни одна лишняя деталь не отвлекает от этой выразительной группы.
Это самая однородная с точки зрения цвета картина «голубого периода». Небольшие желтоватые элементы и бледные тона двух лиц контрастируют с глубокими синими тенями. Холодный, проникновенный и меланхоличный синий подчеркивает отчужденность персонажей, отвергнутых обществом — они были отброшены на задворки цивилизованной жизни и стали практически невидимыми, незначительными.