Памятка волонтёру

Строгих правил описания людей, природы, животных или чего-то ещё, думается, не может быть. Многое зависит от вашей наблюдательности и чувства слова. Тем не менее, в этом тексте мы собрали рекомендации, которые помогут вам сориентироваться в этом деле.

С чего начать?
Глядя на изображение, постарайтесь выделить главное, что именно сразу бросается в глаза, и начните именно с этого. Опишите композицию, а затем переходите к подробностям.
Например: «Светловолосая девушка сидит в кресле с золотистым смартфоном в руках. Она внимательно смотрит на экран смартфона».
Сразу понятно, что в центре внимания — девушка, а не кресло и не смартфон, и понятно, какова композиция.

Уместны ли в описаниях оценочные суждения?
Пример: «Рядом с некрасивым деревом стоит привлекательный молодой человек».
Это не слишком-то информативно. Стоит присмотреться и задуматься: какие детали определили эти оценки?

Возможно, что на картинке дерево с кривым стволом и с редкой листвой, а молодой человек — гармонично слажён и у него доброжелательное выражение лица. Так будет гораздо содержательнее.

Описываем человека (людей)
При описании человека важно подумать, насколько детальным оно должно быть конкретно в данном случае.
Одно дело, если это портрет или фотопортрет, тогда подразумевается максимально подробное описание: примерный возраст, фигура (высокий, стройный…), черты лица, причёска, одежда, что делает (стоит и улыбается…).
В ином случае, скорее всего, будет достаточно назвать, пол, примерный возраст и ещё что-нибудь особенное, что бросается в глаза, будь то необычная деталь одежды, борода, татуировка и прочее.

Одежда и аксессуары
При описании различных предметов одежды и аксессуаров (сумочка, юбка, блузка, серьги и т. д.) важно: какого цвета, из какого материала, если одежда, то какой фасон, есть ли пуговицы, какие рукава, орнамент, блёстки, рисунок, то есть чем этот предмет одежды интересен, чем он выделяется, что в нём особенного.

Достопримечательности
При описании достопримечательностей важно: что это (здание, памятник, скульптура), какое оно (высокое, какие цвета, оттенки, может быть характерные черты, по которым сразу можно понять: «Это оно!»).
Не забывайте кратко пояснять используемые архитектурные термины.

Картины, пейзажи
Что изображено (например, журавль в полёте, маленькая девочка, играющая с котёнком); что какого цвета, какой общий сюжет, что происходит (волны бьются о камни, летят птицы, медленно плывёт облако).

При описании картин и открыток желательно не увлекаться чрезмерно подробным указанием расположения того или иного объекта на полотне. Не превращайте описание в длинное перечисление того, что занимает верхнюю треть, правую нижнюю четверть, находится почти в левом верхнем углу. Это усложняет восприятие текста, будто это не описание картины, а описание места преступления или план какого-то строения.
Гораздо важнее сохранить целостность описания. Назовите, что является центром композиции, что находится рядом, выше, ниже, ближе, левее…

Животные и птицы
Что за животное, какой окрас, что оно делает (прыгающий заяц, кошка, нападающая на собаку).

Автомобили, самолёты, прочий транспорт и техника
Опять же, что это — какая модель, марка, какие цвета присутствуют, что кажется необычным, особенным. Технические детали и элементы опишете, если разбираетесь в них. Специальные термины кратко поясните.

Забавное, необычное, абстрактное
Сюда входят всякие смешные картинки, комиксы, абстрактные, космические сюжеты. Здесь правило одно: » Что вижу, то пишу!» Всё зависит от вашего умения красиво, грамотно излагать мысли.

Видео-клипы, видео-ролики
Здесь важно с той или иной степенью подробности описать сюжет и действующих лиц. Кто там есть, что делает, что происходит вокруг (какая обстановка). Например » 6 девушек играют с мячом, они смеются, над ними пролетает самолёт, на котором написано: Я тебя люблю, Аня! А в это время двое мужчин сидят за столом, на девушек не смотрят и что-то рисуют».
ВАЖНО!!!
При описании видеоклипов старайтесь избегать словосочетаний «На следующем кадре», «новый кадр», «на экране», «камера видит». Без крайней нужды не вводите эти фразы в описание, поскольку слишком частый их повтор режет слух, существенно удлинняет текст описания и не несёт смысловой нагрузки.

Сравните:
«На первых кадрах мы видим танцующую девушку. Затем кадры с танцем сменяются кадрами, где девушка едет на чёрном автомобиле».
И:
«Девушка танцует, затем она садится за руль чёрного автомобиля и уезжает».

Вот ещё пример для сравнения:
«…Новый кадр. Ночная улица, огни города. На следующем кадре мужчина берёт блондинку за руку».
И:
«Ночная улица, огни города.
Мужчина берёт блондинку за руку».

Незрячему и так понятно, что кадров много. И если начинается новый сюжет, значит это уже следующий кадр. Да и не так важно, тот же кадр или следующий: гораздо важнее, что именно происходит. Целостность, непрерывность описания намного ценнее подробно расписанной раскадровки!

То же самое относится к фразам типа «На экране», «В камере». Человек смотрит клип (в нашем случае, читает описание). Если в клипе не показывают телевизор, на экране которого что-то происходит, или монитор компьютера, экран смартфона, на котором присутствуют какие-то слова или изображения, упоминания «экранов и камер» излишни.

Сравните:
«Камера проплывает над ночным городом»
и
«Ночной город: вид сверху».
Если камера, на которую снят клип, не играет важной роли в сюжете, стараемся о ней не упоминать.

Интерьер, мебель
Если будете описывать интерьер дома, квартиры, комнаты или другого помещения, важны также цвета, что из чего сделано (материал), какой дизайн, стиль, если разбираетесь в этом. Какая обстановка, что где стоит. Например: напротив окна стоит диван, на нём синее покрывало в клеточку. слево от дивана низкий стеклянный столик, а на нём зелёный стакан в белый горошек.

Что бы вы ни описывали, не пытайтесь слишком подробно охарактеризовать каждую мелочь. Если текст будет очень длинный, с множеством незначительных подробностей, читатель может заскучать и утомиться. Выделяйте самое важное, интересное, необычное на ваш взгляд.

Понятно, что каждое описание будет несколько субъективным, ведь одну и ту же вещь каждый увидит по-разному. Не нужно этого бояться! Смысл в том, чтобы незрячий человек получил какое-то целостное представление о том, что ему описано.

Согласитесь, если речевой синтезатор скажет: «Стоят трое мужчин в чёрных костюмах и удивлённо смотрят себе под ноги», это будет лучше, чем услышать от него «picture», «photo» или «2648rufyeiruw.png»!

Чего ещё следует избегать при создании описаний:

1. Коварное слово «Фигура». Фразы вроде «Фигура человека стоит, фигура идёт, фигура сидит» недопустимы. Не «Изображена фигура собаки», а «изображена собака».
Если же человек или другой объект изображён нечётко, виден смутно, лучше сказать «силуэт», чем «фигура».

Сравните
«На фото мы видим фигуру девочки. В руках девочки — по одному персику».
и
«На фото — девочка, держащая в руках (или в руках которой) или (она держит в руках) по одному персику.

2. Старайтесь избегать фраз «от первого лица», таких как «А сейчас я хочу описать», «мы видим»… Чаще всего их можно опустить, перейдя к, собственно, описанию.

3. Не допускайте в своих описаниях долгих рассуждений на отвлечённые темы, так называемого философствования. Конечно, описание не должно быть сухим, как техническая инструкция, но и погружаться в биографию художника, долго пересказывать предысторию создания картины, — очень нежелательно. Если считаете нужным что-то пояснить, пожалуйста, вставляйте пояснения после описания.
Фразы наподобие «Джон П., как все истинные англичане, любил чай, потому его полотна изобилуют изображениями чайных сервизов» не является описанием конкретной картины. Лучше сразу переходить к сути «На полотне Джона П. изображён жёлтый в синий горошек чайный сервиз». Можно и порой очень нужно пояснять какие-то символы, метафоры тоже могут украсить описание, но, пожалуйста, рассказывайте первым делом непосредственно о сюжете того, что вы сейчас описываете!

Вернуться на страницу «Волонтёрам».