Рембрант, «Пир Валтасара»

Картина Рембрандта «Пир Валтасара»
Наш сайт уже обращался к творчеству этого голландского художника. Вы уже читали о картине «Возвращение блудного сына» — этой ёмкой иллюстрации к евангельской притче? А полотно «Пир Валтасара» воплощает в красках неповторимый эпизод из Ветхого Завета.
Чем уникально это творение Рембрандта? Он открыл нам, как выглядит перепуганный наглец, когда приходит ответ от Сверхъестественного.
Пожалуй, каждый знает о высеченных Богом на каменных скрижалях десяти заповедях. А в Книге пророка Даниила, в пятой главе, описан случай появления на стене огненной надписи, адресованной одному человеку, жившему в VI веке до нашей эры. Кто он?
Вавилонский царь Валтасар устроил большой пир и вместе с вельможами и жёнами наслаждался изысканными яствами. Когда оказалось, что для вина не хватает посуды, царь повелел принести священные сосуды из Иерусалимского храма. Те кувшины из драгоценных металлов были военным трофеем предка Валтасара – Навуходоносора.
Но кощунство осквернения сосудов было остановлено рукой, появившейся из стены и написавшей горящими буквами: Мене, мене, текел, упарсин. Советники царя не смогли прочитать письмо, и был приглашен Даниил – пророк Божий, волею судьбы служивший чиновником ещё при отце Валтасара. Пророк прочёл и перевёл с иврита: «Ты взвешен на весах и найден очень лёгким. Ныне же царство твоё передам персам». Так и случилось в ближайшие сутки, а царя завоеватели убили…
Рембрандт изобразил группу людей, застигнутых врасплох и с ужасом и удивлением взирающих на светящиеся письмена. В правом верхнем углу мы видим светлую кисть руки, а то, что выше — окружено тёмным облачком. На световом пятне стены уже написаны три слова. На них с ужасом смотрит Валтасар, стоящий почти в центре картины. Он — среднего роста и возраста, шатен с короткой бородой и усами. На голове – белый тюрбан, а поверх – золотая корона. Царь одет в нарядную просторную одежду коричневых тонов и украшен массивной цепью.
Левой рукой Валтасар пытается прикрыть от опасности женщину, пригнувшуюся и пролившую вино на платье. Она красива, хотя мы видим её со спины. Длинные каштановые волосы убраны в высокую причёску. Алое платье с большим декольте и открытыми лопатками показывает её гладкое тело в лучшем виде. Вероятно, красавица – любимая жена царя.
Правой рукой Валтасар касается стола с яствами: фруктами, мясом, вином. Позади царя за столом сидят две женщины и старик. Женщина в чёрном платье и с распущенными волосами испуганно смотрит, сцепив пальцы перед грудью. Напротив неё спиной к зрителю сидит брюнетка с ожерельем из крупных жемчужин, которая выглядит спокойнее других участников пира. Старик с седой бородой открыл рот и смотрит на своего царя, не понимая ничего.
Над картиной художник работал два года и закончил в 1636 году. Это — время безбедной жизни и популярности живописца. Он женился очень удачно и стал вхож в дома городской элиты. Это обстоятельство дало художнику заказы от состоятельных людей. Так появилось и полотно «Пир Валтасара». Во время работы мастер консультировался у местного раввина.
Рембрандт как всегда мастерски обращается со светом, льющимся из нескольких источников. Он умело отображает ужас и недоумение на лицах и в позах пирующих. Подмечает важные детали, например, пролитое на платье вино. Причудливость и изысканность изображения на картине – признак стиля барокко, царившего в живописи Голландии XVII века.
Несомненно, «Пир Валтасара» — наглядный урок, поясняющий библейский стих из Первого послания апостола Петра 5:5: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
Картина горизонтального формата, размером 167 на 209 сантиметров, хранится в Лондонской национальной галерее.