Центральная городская библиотека им. Льва Николаевича Толстого (Севастополь)

изображение

библиотека толстого
Перед нами фотография Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого, расположенной в Севастополе. Эта библиотека имеет довольно долгую историю: она была открыта в апреле 1901 года на основе частных собраний. Тогда книжными богатствами библиотеки можно было пользоваться всего лишь за 1 рубль в год. Библиотека трижды меняла свое местонахождение: ее первое здание было уничтожено в годы гражданской войны, второе сожжено во Время Великой Отечественной. А рассказывать мы будем о третьем и последнем на сегодняшний день «библиотечном доме», который можно найти по адресу Ленина, 51.
Глядя на нынешнее здание библиотеки, практически невозможно представить, что оно было построено в 1953 году. Архитектор М. Ушакова не стала ориентироваться на современные архитектурные идеи, а создала проект библиотеки, стилизованный под архитектуру дворянских усадеб XIX века. Благодаря этому здание библиотеки органично вписалось в исторический городской ландшафт, уютно устроившись в зелени аллей и парков.
Представьте себе двухэтажное здание. Его боковые фасады выполнены очень своеобразно. Прямоугольные окна первого этажа словно «утоплены» в каменные наличники. Как же они выглядят? Венчает окно небольшой фронтон (похоже как будто бы над окном выстроили треугольную крышу), по бокам расположены пилястры (плоские выступы стены, изображающие колонны), подоконник сделан в виде карниза.
Вся эта красота окружена рустованной аркой. Рустом называют отделку стен, которая имитирует крупную кладку. Создать рустованную арку не сложно. Допустим наша арка круглая — прямо как на здании библиотеки. По периметру мы обкладываем арку прямоугольными камнями (узкой стороной к арке). Руст готов!
Теперь рассмотрим второй этаж. Окна второго этажа тоже прямоугольные, с карнизами. А между окнами расположены бюсты русских писателей, среди которых — В. Маяковский, Л. Толстой, А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Горький.
На самом деле здание библиотеки асимметрично. С одной стороны оно завершается полукруглым пристроем в три этажа — здесь и располагается вход в библиотеку. Первый этаж выполнен в виде рустованных арок, второй этаж — в виде балкона с колоннами тосканского ордера. Для справки: тосканский ордер был изобретен в древнем Риме, его отличительно чертой можно считать гладкие колонны, простую базу и капитель. Видимая простота тосканского ордера обманчива: он призван создать ощущение величественности, сдержанности строгости. Сочетание рустованных арок и колонн тосканского ордера было излюбленным приемом Карло Росси — главного архитектора императорской России первой половины XIX века. Кто знает, возможно, именно его творчество и вдохновило М. Ушакову на создание исторического стиля библиотеки.
Еще одна любопытная деталь, которую можно увидеть на фотографии: между колоннами второго этажа размещен баннер с портретом Льва Николаевича Толстого в военном мундире и высказыванием писателя о Севастополе: «Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах».
Что же до третьего этажа пристроя, то он представляет собой ротонду с плоской крышей.
На этом мы заканчиваем рассказ о библиотеке. Пожелаем ей процветания и преданных читателей!

Памятник Генералу Нахимову, Севастополь

иЗОБРАЖЕНИЕ

памятник нахимову 2

памятник нахимову 4

памятник нахимову 5

памятник нахимовуУ каждого города есть свой герой — человек, жизнь и судьба которого от города неотделимы. Для Севастополя таким героем стал выдающийся адмирал Павел Степанович Нахимов.
Павел Степанович закончил морской кадетский корпус, совершил кругосветное путешествие на фрегате «Крейсер» и отличился во многих сражениях, в том числе — в период Крымской войны. В 1855 году он стал военным губернатором Севастополя, показав себя и выдающимся флотоводцем, и прекрасным сухопутным военачальником. 28 июня 1855 года во время осмотра укреплений на Малаховом кургане Нахимов был смертельно ранен. Адмирал погиб, когда ему было 53 года, почти 40 из них он прослужил на флоте. Современники отмечают, что Нахимов отличался очень заботливым отношением к матросам, часто тратил все свое жалование на помощь матросским семьям, даже влезая в долги.
О памятнике Нахимову — наш дальнейший рассказ.
Первый памятник Нахимову был открыт 18 ноября 1898 года, к 45 годовщине Синопского сражения. Авторы памятника — художник-любитель Александр Бильдерлинг и скульптор Иван Шредер — установили памятник спиной к городу и лицом к морю, ведь по их замыслу Нахимов словно бы закрывал город от неприятеля. Но в 1928 году памятник был демонтирован в связи с изданием декрета «О снятии памятников царям и их слугам», а взамен в 1932 году на этом месте был установлен памятник В. И. Ленину. В годы оккупации Севастополя немецкими войсками бронзовый памятник Ленину был отправлен в Германию на переплавку. Он был восстановлен после войны и простоял вплоть до 1957 года, когда был демонтирован по приказу Н. С. Хрущева.
Нынешний памятник создавался по проекту скульптора Н. Томского и архитектора А. Арефьева и был открыт 5 ноября 1959 года на своем прежнем месте. Памятник возвышается в центре площади Нахимова, его высота составляет 13,5 метра. Он установлен на гранитном основании, две ступени которого ведут к постаменту. По углам постамента размещены четыре якоря.
Постамент выполнен из полированного гранита в форме усеченной пирамиды. В верхней его части — надпись «Адмиралу Павлу Степановичу Нахимову», под ней склоненное боевое знамя и свиток, на котором выбит знаменитый текст приказа об атаке войск противника в Синопском бою: «Встречая неприятеля, превосходящего меня в силе, я все равно буду его атаковать, твердо уверенный, что каждый из офицеров сделает свое дело».
Под свитком в нижней части постамента находится горельеф «Синопский бой» (в этом бою эскадра под командованием Нахимова разгромила турецкий флот): стоя на палубе корабля адмирал наблюдает в подзорную трубу за неприятелем, а канониры в ожидании приказа готовятся к атаке. Еще два горельефа размещены по бокам постамента. На них изображены беседа адмирала с матросами на палубе корабля и события на Четвертом бастионе.
С обратной стороны постамента установлена бронзовая памятная доска с надписью «Слава русскому флоту» в обрамлении воинских атрибутов — лаврового венка, оружия, ленты, склоненных боевых флагов. Выше в лавровом венке надпись о смертельном ранении адмирала 28 июня 1855 года на Малаховом кургане.
На постаменте возвышается бронзовый памятник адмиралу. Он стоит во флотской шинели, на его груди — крест Святого Георгия 4-й степени, который Нахимов получил будучи еще молодым лейтенантом за участие в Наваринском сражении. В правой руке адмирала подзорная труба, левая находится за спиной.
Павел Степанович стоит спокойно и уверенно, всем своим видом выражая чувство собственного достоинства и понимание важности своего дела. Авторы памятника стремились показать те черты характера адмирала, которые позволили ему стать символом воинского мужества: спокойствие и хладнокровие, позволяющие принимать правильные решения даже в самых трудных обстоятельствах, уверенность в себе, своих офицерах и матросах.
Взгляд Нахимова обращен на Севастополь — город, за который он отдал свою жизнь, а за его спиной — Севастопольская бухта и графская пристань. Интересно, что поначалу расположение фигуры Нахимова спиной к бухте и флоту было воспринято моряками с большой обидой, но со временем с таким положением смирились: ведь моряки под командованием адмирала защищали Севастополь не только на море, но и на суше.
Сегодня памятник Нахимову — это не просто украшение Севастополя и напоминание о его воинской славе. Это еще и память о замечательном человеке, который видел себя защитником и хранителем города. Недаром, сделавшись помощником начальника севастопольского гарнизона, Нахимов говорил: «Ни живым, ни мертвым не выйду отсюда».

Музей Крашицкого, Севастополь

изображение

Это светлое четырехэтажное здание, с арочными окнами на втором и четвертом этажах (каждое окно на четвертом этаже завершается фронтоном), с небольшим количеством балконов. Окна украшены колоннами и барельефами. Помещения хорошо освещены — очень много окон.  Много труда вложено в отделку фасада. Из-за лепнины возникает ассоциация со строгим кружевом. В здании прослеживается ритм — выделяются три вертикальных элемента — по краям и по середине, обозначенные пилястрами, между ними ряды архитектурно богато оформленных окон. Арочные окна второго этажа тоже украшены пилястрами, только меньшего размера. Каждый этаж украшен по-своему, но всё в едином стиле. Размер окон уменьшается кверху, с каждым этажом, из-за этого кажется, что здание немного устремлено ввысь.

Покровский собор в Севастополе

покровский собор

Сооружение обнесено низкой побеленной кирпичной стеной с фигурными черными решетками сверху. Видны чугунные двухстворчатые ворота. Сам собор нежно-белого цвета, на закате становится бежево-кремовым.
Вход под колокольней. Колокольня в виде восьмигранника, где 8 колонн соединены арками, через них видны колокола. Над арками украшение в виде кокошников. Венчает восьмигранник вытянутая вверх восьмигранная же крыша граненого конуса, на вершине башенка с малюсеньким куполом. Колокольня с основной частью соединена коридором. В коридоре с обеих сторон по 4 полукруглых окна, украшенных по бокам колоннами, в стеклах витражи с изображением креста.
В основании центральной части куб. В центре двенадцатигранная башня с большим куполом лимонного цвета, вытянутым вверх. от основания до макушки идут дуги, похожие на рёбра. В башне 12 вытянутых окон с витражами, украшенных двумя рядами кокошников.
Центральную башню окружают 4 маленьких восьмигранных башенки с шатрами, Увенчанными куполочками.
По правой и левой сторонам основной части храма 2 больших «крыла», похожих на большие ворота с высокой аркой. в ней две колонны, соединенные маленькими арочками . Колонны имеют крышу, похожую на перевернутую букву омега, на крыше крест.
К задней стене примыкает прямоугольная одноэтажная пристройка, состоящая из большого центрального портала-арки (в нём мозаика Богородицы с покровом). От портала по обеим сторонам по 3 арки. Венчает постройку четырехгранная башня, встроенная в стену основной части храма. Между гранями – по большому окну с витражами в виде крестов. Сверху полукруглая крыша с куполочком на тоненькой башенке.

Памятник затопленным кораблям

изображение

памятник затопленным кораблям 2

памятник затопленным кораблямПамятник затопленным кораблям  является самым знаменитым воинским памятником Севастополя. Он находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара.
Монумент был возведен в 1905 году. в честь 50-летия первой обороны города Севастополя в  период Крымской войны, в память о затопленных в 1854-55 годах кораблях для заграждения фарватера от входа на рейд англо-французского флота. Всего было затоплено свыше 80 парусных судов. Затопленные корабли и огонь береговых батарей делали Северную бухту недоступной для неприятельского флота. Автором проекта выступил эстонский скульптор А. Адамсон. В сооружении памятника также участвовали: военный инженер О. Энберг и архитектор В. Фельдман.
Светло-серая колонна была установлена на сложенном из необработанных гранитных глыб утесе, о который бьются морские волны. На капители колонны сидит обращённый в сторону моря огромный бронзовый двуглавый орел с распростертыми крыльями. Склонившиеся головы орла  увенчаны большой императорской короной. В клювах он держит массивный венок, левая часть которого составлена из лавровых листьев, а правая — из желудей и листьев дуба. На венке крепится морской якорь, висящий на цепи. На груди у орла висит щит с изображением Святого Георгия Победоносца.
В основании колонны располагается шестигранный пьедестал из обтесанных гранитных блоков. Обращенный в сторону набережной пьедестал украшает бронзовый барельеф, на котором изображена сцена затопления судов. Ниже барельефа имеется надпись, гласящая: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». В правом нижнем углу отображена подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904».