Томас Джонс — «Пейзаж с Дидоной и Энеем»

изображение

«Пейзаж с Энеем и Дидоной», по словам его создателя Томаса Джонса, известного пейзажиста второй половины XVIII в., является одним из лучших его произведений. Изображения людей созданы другим художником — Дж. Г. Мортимером.
Картина представляет собой прямоугольник высотой 137,5 см и шириной 193,5 см. Это прекрасный пример классицистического пейзажа, в котором природа предстает в обобщенном, идеальном виде, хотя в основе изображения лежат впечатления художника от натуры.

Стоит сказать пару слов о сюжете картины. Он повествует о любви и разрыве героя Энея и царицы Карфагена — Дидоны. После падения Трои Эней прибывает в Карфаген и влюбляется в царицу города. Та отвечает взаимностью. Нечисть планирует разлучить влюблённых и устроить грандиозный шторм на море. Дидона организует праздничную охоту в честь своего дорогого гостя. Во время охоты начинается буря, и царица спешит укрыться во дворце. Тем временем, Эней, успешно поохотившись, встречает таинственного духа, якобы посланца бога Юпитера. Дух сообщает Энею, что герой нужен для основания великого города – Рима, и потому Эней должен немедленно покинуть Карфаген. Герой советуется с Дидоной, и та отпускает его, ибо ставит волю богов выше своей любви. От тоски царица вскоре умирает. Ведьмы же ликуют, их заговор удался.

На картине изображен момент последнего диалога Энея с возлюбленной.
У левого края картины мы видим старое сломанное дерево. В высоту оно занимает половину композиции. Ствол изогнут в виде рогатки. Крона розовато-коричневого цвета. Во всей композиции доминируют деревья, расположенные немного левее середины полотна. Деревья находятся на некотором расстоянии от нижнего края картины. Нам видны два ствола и густая зеленая крона. Большая часть кроны находится в тени. Деревья гнутся от сильных порывов ветра. В правой части картины — голубое небо, практически полностью скрытое облаками. В небе — мечущиеся птицы и молния, рассекающая пространство у самого края полотна. Вдалеке видны очертания великого Карфагена. Город частично скрыт зеленью гнущихся от порывов ветра деревьев. У правого края картины скала, также частично скрытая ветвями и зелеными листьями.

В левой нижней части полотна изображены две фигуры. Это Дидона и Эней. По сравнению с пейзажем фигуры крайне малы. Эней одет в светло-зеленую тунику, подвязанную у пояса, красный плащ, сандалии и золотой шлем с белыми перьями. За спиной у него золотой колчан. Дидона облачена в светло-голубую тунику. Ее волосы полностью убраны согласно римской моде. Одежды героев развеваются на ветру. Фигура Дидоны частично закрыта фигурой Энея. В отдалении, между двумя зелеными массивами мы видим всадника, едущего верхом и держащего под уздцы белую лошадь, которая вероятнее всего принадлежит Энею. Всадник одет в белую тогу. Справа от главного массива деревьев виден силуэт мужчины в серо-зеленом плаще. Мужчина стоит к нам спиной. Он держит в руках палку. Его плащ также развевается от порывов ветра.

Буйство природы символизирует конфликт любви и долга в душе героя.

***
Авторы описания: Юлия и Мария Филипповы

Джордж Морленд — «Приближение грозы»

изображение

Это картина маслом на холсте. Она представляет собой прямоугольник шириной 117 см и высотой 85 см. Это произведение поступило в Эрмитаж в 1919 г. Оно было передано из собрания Николая Ферзена.

Сельская местность. Художник запечатлел состояние природы перед грозой.
В левой нижней части полотна изображены две лошади. Ближе к нам находится белая лошадь, а за ней — коричневая . Она стоит к нам спиной, в пол оборота. Лошади пьют воду из лужи. На белой лошади сидит молодой мужчина. На нём надеты коричневая куртка, серо-зеленые штаны и тёмно-серая широкополая шляпа. Подмышкой мужчина держит палку. Немного ближе к нам, у ног белой лошади, стоит собака. Собака имеет белый окрас со светло-коричневыми пятнами на спине и ушах. За лошадьми гуща кустов. Из-за кустов виднеются белая стена и соломенная крыша дома. Труба на крыше выложена кирпичом.

В правой части картины видны деревья, согнутые сильным порывом ветра. На земле лежит кривой ствол поваленного дерева. На срезе лежащего ствола подпись художника и дата: G. Morland 1791.

Картина может быть смело отнесена к господствовавшему в то время течению романтизма. Она также является наглядным примером типичного английского пейзажа.

В давние времена картина получила значительные повреждения: в правой части холст был прорван, и по центру шла глубокая царапина длиной 30 см. Холст был отреставрирован ещё в XIX веке.
Как следует из авторской подписи, картина написана в 1791 году, её ранняя история не установлена. В творчестве Морленда есть несколько работ с вариациями сюжета надвигающейся грозы. В середине XIX века картина находилась в собрании обер-егермейстера П. К. Ферзена, обстоятельства приобретения не выяснены. На выставке 1861 года в Санкт-Петербурге она была показана под названием «Ландшафт: ветреное время». После смерти Ферзена картина оставалась в его семье, после Октябрьской революции была национализирована и в 1919 году через Государственный музейный фонд передана в Эрмитаж.

***
Авторы описания: Юлия и Мария Филипповы

Генри Рейберн — «Портрет миссис Элинор Бетюн»

изображение

Картина написана маслом на холсте. Она представляет собой прямоугольник 64 см в ширину и 76 см в высоту. На погрудном портрете Элинор Бетюн мы видим женщину средних лет. Она доминирует в композиции, стоя почти прямо в центре, основной свет падает на ее лицо и грудь. Женщина изображена на фоне пейзажа. В левой части картины находится дерево. Оно не вписывается в формат полностью, поэтому видна только середина ствола с двумя ветвями и часть кроны. Дерево написано в зеленых тонах. За правым плечом миссис Бетюн — поле с низкими деревьями. Оно занимает нижнюю половину правой стороны композиции. В верхней половине полотна изображено облачное небо. Оно окрашено в рыжеватые оттенки.

Тело Элеоноры повернуто к правому краю картины. Плечо направлено на нас. Ее одежда кажется воздушной и удобной. Женщина стоит в непринужденной позе. У нас может сложиться впечатление, будто художник отвлек миссис Бетюн от прогулки по лесу. На женщине белое платье, перевязанное широким желтым поясом. Поверх платья накинут серо-зеленый плащ. Он спускается по рукам и плечам крупными складками. У Элинор Бетюн светлые вьющиеся волосы, едва спускающиеся ниже ушей. Обратим внимание на ее лицо. Форма лица овальная. У миссис Бетюн светлые брови, карие глаза, длинный прямой нос и светло-розовые губы. Выражение лица безмятежно, женщина смотрит прямо на художника.

Пастельные тона, используемые художником при изображении пейзажа, отражают спокойный и мягкий характер героини.
***
Авторы описания: Юлия и Мария Филипповы

Джон Вуттон — «Собаки и сорока»

изображение

Картина замечательного художника-анималиста Д. Вуттона «Собаки и сорока» поступила в собрание Эрмитажа в 1779 г. из коллекции лорда Р. Уолпола в имении Хоутон-Холл. Охота была непременным элементом досуга хозяев и многочисленных гостей. Страсть англичан к охоте, верховой езде, скачкам и другим подобным развлечениям привела к зарождению специфического для Британии спортивного жанра. Он включает как изображение охотничьих собак, породистых лошадей, так и непосредственное воспроизведение самих сцен охоты и спортивных состязаний.
Картина «Собаки и сорока» написана маслом на холсте. Она представляет собой квадрат со сторонами 128 см , что близко к размаху рук взрослого человека. На картине изображены группа собак и сорока. Мы видим их так, словно сидим перед ними на земле. Картину можно визуально разделить на два горизонтальных прямоугольника.
В верхней части картины изображен лесной пейзаж. Слева можно увидеть два дерева. Дерево, расположенное ближе к нам, полностью находится в тени. Его ствол не помещается в картину, и нам видны лишь толстые ветки и зеленая листва. Второе дерево находится в отдалении и наполовину освещено слева. В правой части картины также присутствует дерево. Оно гораздо дальше тех, что расположены слева, поэтому мы не можем различить ствол и ветки, нам видна лишь крона. Прямо напротив нас, вдалеке, пики гор и голубое небо. За горами собираются дождевые облака. У правого края картины длинный пень. Из него уже начинают вырастать свежие ветки, срез пня находится выше собачьих голов. На пне сидит нахохлившаяся сорока. Ее голова наклонена вниз, а хвост, наоборот, вздернут вверх. Оперение сороки в основном черное с небольшими белыми пятнами на крыльях и белой грудкой.

В нижней части картины изображены восемь гончих псов, ждущих сигнала к охоте. Каждое животное наделено своим характером и особенностями окраски. Ближе всего к нам находится собака, изображённая в нижней левой части картины. Она стоит, приподняв голову и хитровато поглядывая на художника. Окрас у первой собаки бело-коричневый. За её спиной видны головы трех других. Все три собаки смотрят в разные стороны. Та, что левее всех, сощурившись смотрит на художника. У нее чёрно-белая шерсть с желтым пятном около подбородка. Вторая собака слева смотрит влево вниз, будто заметив там что-то. Ее морда выражает сосредоточенность, окрас шерсти светло-коричневый с белым пятном на носу. Следующая собака смотрит наверх. Скорее всего, она заметила кого-то на деревьях и наблюдает за этим «кем-то». Ее шерсть окрашена в три цвета. Нос и шея белые, ухо черное, а нижняя часть морды рыжая. В правой нижней части картины изображены еще четыре собаки. Две из них лежат ближе всего к художнику. Обе имеют рыже-белый окрас. Одна следит за сорокой, вторая смотрит в землю. Над двумя рыжими собаками стоит еще одна. Она немного меньше других. У неё белая шерсть с двумя черными пятнами возле хвоста и холки и коричневым пятном на голове. Голова слегка повернута к художнику, но смотрит эта собака влево — на группу сородичей. Из-за спины стоящей собаки выглядывает еще одна. Она находится дальше всех остальных. Ее шерсть полностью рыжая с бежевым пятном на носу. Она смотрит на нас с любопытством.

Благодаря непревзойдённому мастерству Джона Вуттона мы можем получить представление не только о внешнем виде, но и о внутреннем мире его персонажей. Несмотря на схожие внешние черты, каждая собака обладает своим характером: некоторые из животных кажутся расслабленными, некоторые — любопытными, другие — тревожными.

Джон Вуттон был одним из основоположников спортивного жанра благодаря умению изображать в живописи лошадей и собак, которых он рисовал и расцвечивал с непревзойденным мастерством, страстью и правдивостью. В данном случае можно говорить о «портрете» собак, так как изображены не просто животные, а любимые собаки сэра Роберта Уолпола, лорда Орфорда, и сорока, которая встретилась им во время охоты. Картина передает атмосферу спокойствия и абсолютной беззаботности перед головокружительной и в то же время изнурительной охотой.

***
Авторы описания: Юлия и Мария Филипповы

Марк Шагал — «День рождения»

изображение

Картина прямоугольной формы, ориентированная горизонтально. Она похожа на декоративно-прикладное творчество. Центральные герои – мужчина и женщина. Они словно бы сделаны из пластилина и находятся в невесомости. На женщине классическое длинное чёрное платье с большим белым воротником и манжетами и остроносые чёрные туфельки. В левой руке у неё букет из двух жёлтых и одной красной розы. Причёска – каре. Молодой человек парит в воздухе, и, чтобы поцеловать свою даму, изогнулся в немыслимом пируэте. Ему пришлось повернуть голову на 180 градусов, чтобы оказаться лицом к лицу с женщиной. У молодого человека короткие тёмные волосы, зелёная рубашка, узкие черные брюки и щеголеватые чёрно-белые ботинки на пуговках. А ещё у него вовсе нет рук.
Перед девушкой стоит такой же пластилиновый старинный стол, на котором постелена узкая синяя скатерть. На ней лежит кошелёк для мелочи, большой поджаристый бублик, нож для масла, кружка и белое блюдце в красную крапинку. Рядом со столом стоит синий табурет с белыми ножками. В комнате белые стены, сплошной бордовый ковёр на полу, большое окно, сквозь которое видна улица. На стене висят два маленьких войлочных коврика (один синий, другой бежевый с белым) и виден краешек кровати, застеленной оранжевым покрывалом.

***
Автор описания: Анастасия Кашта