Кузьма Петров-Водкин, «Яблоко и вишня»

изображение

На сине-фиолетовой скатерти, в центре лежат два предмета: крупно и сочно изображенные яблоко и вишня.
Яблоко располагается над вишней, оно лежит на скатерти вниз веточкой. Яблоко ровной формы, правый бочок почти весь красный, слева и там, где сердцевина, немного проглядывает желтый цвет. Плод яркий, сочный и аппетитный.
Под яблоком – одна вишенка темно-красного цвета, с веточкой, но без листьев.
В правом нижнем углу — силуэт мухи, как будто фрукты лежат на столе, слева на них падает свет и случайно на столе оказалась муха.

Нико Пиросмани, «Девочка с воздушным шаром»

изображение

Картина грузинского художника написана в стиле примитивизм. Изображения в этом стиле нарочито просты, элементы крупны, непропорциональны, и это придает им особый шарм.
На картине мы видим девочку в большой желтой шляпе. Ее лицо больше похоже на лицо взрослой женщины: прямая челка, черные брови дугой, большие глаза, как будто подведенные черной тушью и яркие губы.
Девочка небольшого роста, но ее фигура имеет плавные округлые очертания и больше напоминает фигуру взрослой женщины, а не девочки.
На девочке – синее платье с кружевным воротником и большим круглым вырезом, без рукавов, на платье – непропорционально широкий пояс, который практически достает до земли.
На ногах – красно-белые носочки и туфли округлой формы.
В левой руке девочка держит круглый красный шар со звездочками. Фигура девочки изображена на фоне коричнево-глинистой земли и темно-синего неба. Художник показал ее непропорционально большой относительно окружающего пространства.

Пабло Пикассо, «Свеча, палитра и голова быка»

изображение

На картине изображена черная голова быка с раздувающимися ноздрями. на подставке геометрической формы, на столе лежит открытая книга – на ней палитра и за ней – зажженная свеча.
Предметы показаны на фоне фрагментарных геометрических фигур разного цвета. Фигуры на фоне несимметричны, с острыми углами. Вверху продолговатая коричневая фигура, центральную часть фона занимает ярко-голубой, на нем – желтый неправильный прямоугольник с острым углом, по бокам фон – светло-голубой и светло-фиолетовый.
В нижней части картины – темно-коричневая поверхность стола, на которой лежит раскрытая книга с палитрой и воткнутыми в нее кистями. В крайнем нижнем левом углу – зажженная белая свеча на черном извилистом канделябре.
В правом углу – подставка сложной геометрической формы и на ней огромная черная голова быка с большими рогами, схематично изображенными глазами и ушами и большими раздутыми ноздрями.
Элементы пейзажа представлены очень фрагментарно, цветовая гамма построена на контрастах. Обилие черного цвета на контрасте с ярким голубым и желтым, необычная манера изображения элементов, некоторая механистичность – все это производит тяжелое впечатление.
Возможно, это связано с датой написания картины – 1938, когда художник уже чувствовал дыхание войны.

Фрэнсис Бэкон, «Распятие» (1960-е)

изображение

3 прямоугольных холста вертикальной ориентации. На полотне слева бежевый пол, справа — оранжевая стена, слева — чёрный проём. В проёме стоит фигура женщины серого цвета с тяжёлым торсом и изломанной линией ног. Справа на полу лежит несколько бело-жёлтых подушек. По ним растеклась розовая масса, похожая на тело.
На центральном полотне на бежевом полу красный матрац или тканая дорожка. Дорожка начинается на полу и переходит в плоскость оранжевой стены. На ней тоже розовая масса, похожая на тело. Слева выделяются две руки.
На полотне справа — комната с бежевым полом и оранжевыми стенами. На переднем плане справа странное тело. Оно похоже на массу с центрального полотна. Слева на заднем плане две мужские фигуры за барной стойкой.

***
Описание выполнено специалистами музея «Гараж» к циклу лекций Ирины Кулик

Фрэнсис Бэкон, «Триптих» (1991)

изображение

Три холста ориентированы вертикально. На каждом из трёх изображений на молочно-белом фоне в верхней части чёрный прямоугольник, наподобие оконного проёма. На левом изображении мужская фигура как бы переступает за чёрный квадрат правой ногой. Вместо торса у фигуры квадрат с изображением головы, напоминающий изображение фото.
На среднем изображении на нижней грани чёрного квадрата лежит фигура. Она искажённая. Сложно понять, где какая часть тела.
На изображении справа фигура снова переступает через квадрат одной ногой. К нам она повёрнута левым боком. Вместо торса — бежевый квадрат с изображением мужской головы, похожий на фотографию на паспорт.

***
Описание выполнено специалистами музея «Гараж» к циклу лекций Ирины Кулик