Ян Ливенс — «Мальчик в плаще и тюрбане»

изображение

Ян Ливенс (1607–1674)
Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского)
Около 1631 | Дерево, масло | Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Описание картины:

На картине изображён поясной портрет в три четверти мальчика лет тринадцати. Он облачён в бежевую шёлковую куртку с воротником-стойкой и подпоясан тёмно-жёлтым кушаком. На плечи накинут тонкий кожаный плащ тёмно-янтарного цвета. Плащ скреплён массивной золотой цепью. На голове роскошный тюрбан из лёгкой ткани дымчато-серого цвета с тонким золотым узором. С правой стороны тюрбан украшает изящное бело-золотистое перо райской птицы. На полутёмном фоне серебристо-коричневого цвета ярко выделяется овальное лицо мальчика с гладкой кожей, пухлыми щеками нежно-розового цвета, капризными пухлыми губами. Круглые серые глаза, обрамлённые светлыми ресницами, широко раскрыты и устремлены вдаль. Напряжённый взгляд выражает одновременно беззащитность, любопытство и достоинство.

***
Автор описания: Елена Ерёмина

Эпоха Рембрандта и Вермеера: шедевры Лейденской коллекции

Ролик, созданный к открытию выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».
Режиссер — Борис Хлебников.
Автор описания – Елена Ерёмина.

В полумраке видна входная дверь. Рядом с ней на разбитом пороге стоит деревянный вытянутый фонарь. Внутри него ярко горит свеча. За фонарём, к дверному косяку прислонён топор. Справа от фонаря стоят две старые, искривлённые доски. Мужчина в штанах до колена, серых шерстяных чулках и кожаных поношенных туфлях закрывает на ключ тяжёлую деревянную дверь. Аккуратно вешает связку длинных ключей на фонарь. Берёт топор, доску и начинает заколачивать дверь. Мужчина размеренно бьёт обухом по кованому гвоздю. С обратной стороны двери, в закрытой светлой комнате на сильно исцарапанной стене с остатками голубой краски висит старая, засаленная от времени деревянная вешалка. На ней не хватает одного крючка. На вешалке стоит крошечная круглая табакерка из жёлтого металла. Табакерка качается при каждом ударе топора.
Диктор: «Вешалка».
На узкой каминной полке стоят три круглых металлических блюда. Они сильно потёрты, кое-где помяты и изогнуты. Блюда прислонены к камину, когда-то украшенному бело-голубой плиткой с фигурками людей. Теперь на нём только несколько неполных рядов потускневших и потрескавшихся изразцов с отколотыми краями.
Диктор: «Три металлических блюда».
По каминной полке прыгает щегол и клюёт крошки. Щегол внезапно взлетает и мечется по комнате. В ней стоят пять ветхих деревянных стульев. Сиденья и спинки стульев треугольной формы, у стульев по три ножки. На одном из стульев оставлена металлическая кружка. Её влажные круглые следы ещё видны на деревянном сиденье.
Диктор: «Пять плохих стульев».
На каменном пороге стоит небольшой потемневший таз с водой. В ней бьётся бабочка. Её чёрные крылья с белыми пятнами не могут оторваться от воды.
Диктор: «Медный таз».
На стул брошены белые галстуки, обшитые кружевами. Они едва колышутся.
Диктор: «Старые и новые галстуки».
На стене висит восьмиугольное помутневшее зеркало в деревянной раме. В зеркале появляется отражение порхающего щегла.
Диктор: «Зеркало».
На плиточный пол опрокинута жёлтая металлическая ступка с рыжими пятнами на боках. Из ступки рассыпан голубой пигмент.
Диктор: «Медная ступка».
В углу комнаты, в полумраке стоит фонарь. В нём сильно обгоревшая свеча. Её фитиль ещё дымится. На полу застывший воск, раскрытые большие раковины мидий, разбитое тёмное стекло, мелкий мусор, земля, солома.
Диктор: «Большой фонарь, чтобы выходить ночью».
На полу стоят три крошечных картины в массивных деревянных рамах. Потрескавшиеся рамы сильно потёрты. У одной из рам швы грубо замазаны белой краской.
Диктор: «Три дешёвые маленькие картины».
На подоконнике большого прямоугольного окна стоят три простых подсвечника. В одном из них обгоревшая свеча. Красная мятая занавеска сдвинута в сторону и слегка качается.
Диктор: «Подсвечники, оконные занавески».
Сквозь мутные стёкла закрытого окна пробивается дневной свет. Он полосами ложится на разбитый плиточный пол запустелой комнаты. Щегол кружит по большой светлой комнате. Пролетает вдоль облезлых стен, мимо тяжёлой деревянной двери с высоким порогом и тремя каменными ступенями, мимо заброшенного камина. Пролетает под потолком с деревянными балками, мимо открытой клетки и выпархивает в открытое окно.
На фоне опустевшей комнаты появляется надпись белыми буквами: «Из описи имущества покойного Рембрандта Ван Рейна, четвёртого октября тысяча шестьсот шестьдесят девятого года. Художник ушёл из жизни, не оставив наследства, но оставив великое наследие».

На чёрном фоне появляется картина Рембрандта « Автопортрет с затенёнными глазами». На тёмно-сером фоне – лицо анфас. Рембрандту ещё нет тридцати лет. У него тёмные волнистые волосы и колючие усы. На голове чёрный берет. Тёмные глаза и левая половина лица в тени. Золотистый свет озаряет лишь правую щёку и кончик носа.

На чёрном фоне появляется картина Рембрандта «Минерва». Величественная молодая женщина, сидит за столом в ярко освещенном кабинете. Она отвлекается от чтения и, положив руку на раскрытый фолиант, смотрит вдаль. На ней светло-голубое платье, украшенное золотой вышивкой, и роскошный золотой плащ. Золотистые локоны богини, каскадом рассыпавшиеся по плечам, увенчаны лавровым венком.

На чёрном фоне появляется картина Рембрандта «Портрет сидящей женщины со скрещенными руками». Это поясной портрет пожилой женщины, выполненный в тёмной палитре густыми широкими мазками. Женщина сидит в глубоком кресле, скрестив натруженные ладони на коленях. Её бледное лицо обрамляет чёрный платок. Женщина скорбно и задумчиво смотрит вдаль.

Диктор: «Государственный Эрмитаж открывает выставку великого художника и его школы. Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции. С пятого сентября по тринадцатое января.
На чёрном фоне надпись белыми буквами: «Пятое сентября — тринадцатое января. Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции. Государственный Эрмитаж, Дворцовая площадь, дом два».

Светлана Зонова (Лана Норд) — «Тюльпаны»

Картина стоит в квадратной раме, которая сделана из деревянной реи. Картина выполнена из пластилина. На ней изображен букет тюльпанов в вазе. На коричневой столешнице лежит белая, круглая ажурная салфетка. На ней стоит круглая пузатая сиреневая ваза с широким горлом. В вазе три тюльпана с листьями. Цветы — ровные розовые бутоны. Листочки крупные, заостренные сверху, зеленые. Видно, что контуры всех объектов объемные – вылеплены тонкой нитью пластилина.

***
Автор описания: Анна Харитонова

Светлана Зонова (Лана Норд) — «Сирень»

изображение

«Сирень» — ещё одна композиция из серии картин, выполненных из пластилина, на этот раз на стекле. Техника рисования на стекле имеет свои особенности. Очень важно для передачи фактуры и цвета фона использовать не один большой кусок пластилина, а несколько близких к основному цвету оттенков и маленькими кусочками чередовать их, постепенно разминая пальцем по поверхности. В данной картине фон сделан необычными разводами бледно-оранжевого цвета, иногда уходящего в желтый. Нижнюю часть фона, примерно четверть, занимает тёмно-коричневый стол, на котором стоит серая ваза с ветками сирени. Ветки естественным образом как будто свешиваются в разные стороны. Соцветия сирени — крупные, овальные горсти горошин ярко-фиолетового цвета, иногда в них попадаются желтые горошины, возможно, для контраста. Зеленая листва достаточно густая, но каждый листик выделен контуром в отдельный элемент рисунка. Завершает композицию квадратная деревянная рамка нейтрального бледно-коричневого цвета.
***
Автор описания: Ольга Бровкина

Светлана Зонова (Лана Норд) — «Мимозы»

изображение

Картина «Мимозы», выполненная в технике
пластилиновой живописи, имеет квадратный формат. В центре
изображения — старинная керамическая белая ваза с потертым синим
рисунком, в вазе пушистый букетик мимозы. Веточки вылеплены из
тонких жгутиков зеленого пластилина, цвета первой, сочной весенней
травы. Соцветия яркие, солнечные, разбегаются по
приглушенно-зеленому цвету фона желтыми горошинами. Скатывание
вручную горошин и заполнение ими рисунка — одна из распространённых
техник живописи из пластилина. И жгутики, и горошины делают картину
более рельефной. Фон поделён на две части. Нижняя часть занимает
одну треть картины, на ней изображён тёмно-коричневый стол, на
котором находится поднос с вазой. Красно-оранжевый поднос
ещё более усиливает белизну вазы. Верхняя часть фона имеет
несколько оттенков зеленого, от темного к более светлому, что
создаёт иллюзию светотени. Яркий поднос вместе с деревянной рамкой,
выкрашенной в подобный, красно-оранжевый цвет, придают картине
цветовую завершенность. Букет мимозы выглядит необыкновенно сочно и
свежо, словно пахнет Весной.
***
Автор описания: Ольга Бровкина