Иван Шишкин — «Первый снег» (1875 г.)

изображение

Холст, масло. 140 x 220 см.
Киевский государственный музей русского искусства, Киев.
Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса, и вместе с тем представляет некое исключение, ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Картина эта называется «Первый снег».

Пасмурный день, серое небо; поляна в смешанном — хвойно-лиственном лесу; темнозеленые сосны, пожухлые травы. Всё покрыто тоненьким слоем первого снега. На переднем плане огромная лужа с не застывшей водой, немного валежника, несколько сосен и крошечная ёлочка. Вдали плотной стеной стоит лес, серый, как небо, только темнее.

Всё на картине «Первый снег» сыро, мокро, вязко и тоскливо. Всё необычно точно по ощущению, даже невольному осязанию изображенных хлябей, тяжелого, обмякшего снега, проступающей воды, не принимаемой землей, серого, сумрачного неба и неверного света, вносящего беспокойство в панораму поздней осени. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Он ничего не акцентирует, не преувеличивает. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.

Шишкин говорил: «Картина с натуры должна быть без фантазии. Природу должно искать во всей ее простоте, рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы».
***
Автор описания: Наталья Потапова

Василий Максимов, «Всё в прошлом»

Действие происходит в конце мая, трава уже зеленая, цветет сирень, на дворе утро — солнечно, но воздух еще не успел прогреться, и поэтому прохладно. На переднем фоне (он взят крупным планом и занимает бОльшую часть картины) справа рубленная изба. в её тени, под распахнутыми настежь окнами расположились за чаем две героини картины. Обе они пожилые. Хотя об одной из них лучше сказать «дама преклонных лет». Она и есть главная героиня картины. художник разместил её фигуру в центре. В левой части картины, на заднем плане виднеется особняк дамы. он в весьма запущенном состоянии — окна заколочены, растительность покрывает основание, крыша обветшала. Поваленное дерево лежит прямо перед особняком, другое дерево с оголенными ветвями, абсолютно сухое, еще стоит. Всё, что изображено на заднем плане, уже в прошлом, но солнечный свет символизирует приятные воспоминания. По контрасту, на переднем плане за главной героиней буйно цветет сирень. весь передний план в тени от избы, в которую дама переехала на старости лет доживать свой век. Дама (Старая барыня) сидит на мягком кресле голубого цвета с точеными темными ножками и подлокотниками, принесенном по всей видимости из особняка. Ноги скрестила и расположила на красной, расшитой золотом подушке. У ног смиренно лежит старый пес. Одета барыня в желтое платье с пестрым мелким рисунком. Поверх него — черная накидка, возможно, из бархата или мутона, отороченная серым пушистым мехом. Накидка полностью покрывает руки и верхнюю часть тела, край накидки свисает к подолу платья. Ноги дамы обуты в черные ботинки на белый носок. На шее повязан бант из бежевой ткани в красную и синюю мелкую полоску. На голове белый чепец из рюша и сине-зеленый небольшой бант сбоку. Под спину и шею барыня подложила большую подушку. Она сидит, откинувшись в кресле, вытянув ноги, положив руку на руку. Вся ее поза выдает былую стать и властность. Но сейчас дама полна спокойствия, подставила свое сухое, испещренное морщинами лицо прохладному ветерку и прикрыла глаза, покорившись настоящему и, кажется, нашла в нем умиротворение. Видны и другие остатки былой роскоши — рядом небольшой чайный столик с точеными ножками, покрытый богато расшитой красной с узорами скатертью. На нём чайная пара барыни, вазочка и таз, покрытый салфеткой, по всей видимости, с выпечкой. С другой стороны стола, на ступени крыльца сидит вторая героиня картины. Это старушка в очках. В руках её вязание, она поднесла спицы и пряжу близко к глазам. Одета она просто — темная юбка в мелкий цветок, темный передник в крупную клетку. Сверху накинут черный сюртук до пояса. На голове черная косынка в белый мелкий горошек с красной каймой. Эта старушка — хозяйка избы. Хоть она и приютила свою барыню, и теперь они живут вместе, но она так и продолжает преданно служить бывшей хозяйке. Хотя сейчас их отношения скорее всего совершенно иные. Тем не менее, виден контраст с барыней. Старушка сидит как бы ниже, поза её напряжена. хоть она и вяжет, кажется, она готова тут же соскочить, едва барыне что-либо понадобится. За ней, на верхней ступени крыльца золотой самовар, сверху на нем греется заварочный чайник. Рядом с ней на ступени большая белая с голубым кружка в глубокой тарелке. На перилах крыльца висит пестрое расшитое покрывало, на случай если барыне станет прохладно. Вся картина дышит умиротворением, ведь для главной героини «всё в прошлом».

Сандро Боттичелли, «Благовещение» (1485)

Картина Боттичелли «Благовещение » представляет итальянское искусство XV столетия эпохи Ренессанса. Это яркий образец религиозной живописи. На картине изображена сцена благовещения, исполненная истинного драматизма.
Мы видим, как архангел только что явился деве Марии с благой вестью. Он преклоняет перед ней колени, и этот порыв, движение можно увидеть в самом облачении ангела. Крылья его трепещут, складки одежды светлых тонов образуют причудливые волны.
Автор полотна не желает приукрашать облик Девы Марии. На ней отсутствуют драгоценности и нет золотого орнамента на её одеждах. Она одета сдержанно: . Плащ Мадонны — оттенки итальянского неба, бездонного моря.
Живописец сконцентрировал особое внимание на руках персонажей полотна. Архангел, преклонив колено, принес Мадонне миртовую ветвь. Та также опустилась на колено, она несколько отстранена, смиренно ее принимая. Персонажи картины будто бы зовут за собой, и мы, помимо своей воли, следим глазами за всеми изгибами фигур, непреодолимо стремящихся навстречу друг другу. Мы наблюдаем необычайную взволнованность изображенных на этом полотне действующих лиц. Их позы довольно неустойчивы. Складывается впечатление, что герои пошатнулись от порывов мистического ветра, нежданно ворвавшегося в их спокойное до сего момента окружение. Неудержимый порыв так и сквозит во всем полотне.
Интерьер выполнен так, чтобы не отвлекать внимания зрителя от главного, от действующих лиц. Интерьер строг. Белая занавесь у колонн струится. На полу четкие прямоугольные плиты оранжевого цвета, изображение стен и колоннады в серых тонах тоже тщательно выверено.
Впечатляют глубина, воздушность цветовой гаммы на картине. Автор очень точно передает каждый нюанс цвета. Можно подумать, что художник промыл все краски до того, как накладывать их на полотно. Цвета сияют, впечатляя своей продуманностью, глубиной.

Наталья Сергеевна Гончарова, «Павлин под ярким солнцем»

изображение

На картине схематично, ярко и сочно, в манере, свойственной стилю примитивизм, изображен павлин.
Перед нами яркий павлин с распушенными перьями, нарисованный простыми, яркими мазками, по контрасту, на темном фоне.
Павлин стоит на сером камне, повернут к зрителю правым боком.
Боковая часть туловища, шея и голова птицы темно — малиновые, на голове большой яркий гребень из светло-малиновых перьев.
Павлин стоит боком, повернув шею в обратную сторону. Его туловище темно-зеленого цвета, напоминает овальной формы большое яйцо.
От этого туловища начинаются яркие широкие перья овальной формы. Оперение павлина ярких, чистых цветов красного, желтого, синего и, эти цвета оттеняются темно-зеленым цветом, точно таким же, как туловище птицы.
Второй ряд павлиньего хвоста – ярко-красные, схематичные перья. Третий ряд – самый большой и красочный. Это большие овальные перья тех же ярких цветов, красного, желтого и синего, в сочетании с темно зеленым. У части перьев основной цвет желтый – а внутри вкрапления – мазки синего, красного и иногда зеленого. Другая часть перьев преимущественно синие – с разными овальными вкраплениями внутри.
Яркие цвета в оперении чередуются, создавая калейдоскоп.
Большая, красочная птица занимает все пространство картины.

***
Автор описания: Татьяна Кряжимская

Михаил Александрович Врубель, «Царевна-Лебедь»

изображение

Вполоборота к нам сидит девушка с бледным лицом. У неё тёмные глаза, чёрные хорошо прочерченные брови. Длинные, чёрные волосы забраны в косу, которая скрывается под белым полупрозрачным платком-вуалью. Вуаль спускается от короны на голове девушки, спадает на плечи, на спину. по краю вуаль отделана серебристой кружевной вышивкой. Девушка придерживает края платка спереди в районе груди, будто боится, чтобы его не унесло ветром. На голове царевны крупная корона из серебристого металла: ажурная, с большим количеством жемчуга и крупных полупрозрачных серо-голубых камней. Из под короны выбиваются непослушные пряди чёрных волос.
Вокруг девушки крупными бело-серыми мазками изображены не то перья, не то крупные складки ткани — они выглядят как облако, занимающее большую часть картины, скрывают фигуру царевны.
За девушкой виднеется море тёмных и светлых оттенков сине-серого. Оно кажется довольно спокойным, но всё же покрыто рябью, пеной от небольших волн. Над морем серое с голубыми и бежевыми вкраплениями небо, в дальней правой части картины небо более светлое, с белой полосой на границе с морем. В левой дальней части картины чёрная глыба скалы, на которой вырисовываются очертания коричневого замка с горящими красным окнами.

***
Автор описания: Наталья Рыжова