Эпоха Рембрандта и Вермеера: шедевры Лейденской коллекции

Ролик, созданный к открытию выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Режиссер Борис Хлебников.
Автор описания – Елена Ерёмина.
В полумраке видна входная дверь. Рядом с ней на разбитом пороге стоит деревянный прямоугольный вытянутый фонарь. Внутри фонаря ярко горит свеча. За фонарём, к дверному косяку прислонён топор. Справа от фонаря стоят две старые, искривленные доски.
Мужчина в штанах до колена, серых шерстяных чулках и кожаных поношенных туфлях закрывает на ключ тяжёлую деревянную дверь. Аккуратно вешает связку длинных ключей на фонарь. Берёт топор, доску и начинает заколачивать дверь. Мужчина размеренно бьёт обухом по кованому гвоздю. С обратной стороны двери, в закрытой светлой комнате на сильно исцарапанной стене с остатками голубой краски висит старая, засаленная от времени деревянная вешалка. На ней не хватает одного крючка. На вешалке стоит крошечная круглая табакерка из жёлтого металла. Табакерка качается при каждом ударе топора.
На узкой каминной полке стоят три круглых металлических блюда. Они сильно потёрты, кое-где помяты и изогнуты. Блюда прислонены к камину, когда-то украшенному бело-голубой плиткой с фигурками людей. Теперь на нём только несколько неполных рядов потускневших и потрескавшихся изразцов с отколотыми краями.
По каминной полке прыгает щегол и клюёт крошки. Щегол внезапно взлетает и мечется по комнате.
В ней стоят пять ветхих деревянных стульев. Сиденья и спинки стульев треугольной формы, у стульев по три ножки. На одном из стульев оставлена металлическая кружка. Её влажные круглые следы ещё видны на деревянном сиденье.
На каменном пороге стоит небольшой потемневший таз с водой. Там бьётся бабочка. Её чёрные крылья с белыми пятнами не могут оторваться от воды.
На стул брошены белые галстуки, обшитые кружевами. Они едва колышутся.
На стене висит восьмиугольное помутневшее зеркало в деревянной раме. В зеркале появляется отражение порхающего щегла.
На плиточный пол опрокинута жёлтая металлическая ступка с рыжими пятнами на боках. Из ступки рассыпан голубой пигмент.
В углу комнаты, в полумраке стоит фонарь. В нём сильно обгоревшая свеча. Её фитиль ещё дымится, как будто свечу только что задули. На полу застывший воск, раскрытые большие раковины мидий, разбитое тёмное стекло, мелкий мусор, земля, солома.
На полу стоят три крошечных картины в массивных деревянных рамах. Потрескавшиеся рамы сильно потёрты. У одной из рам швы грубо замазаны белой краской.
На подоконнике большого прямоугольного окна стоит три простых подсвечника. В одном из них обгоревшая свеча. Красная мятая занавеска сдвинута в сторону и слегка качается.
Сквозь мутные стёкла закрытого окна пробивается дневной свет. Он полосами ложится на разбитый плиточный пол запустелой комнаты. Щегол кружит по большой светлой комнате. Пролетает вдоль облезлых стен, мимо тяжёлой деревянной двери с высоким порогом и тремя каменными ступенями, мимо заброшенного камина. Пролетает под потолком с деревянными балками, мимо открытой клетки и выпархивает в открытое окно.
На фоне опустевшей комнаты появляется надпись белыми буквами: «Из описи имущества покойного Рембрандта Ван Рейна, четвёртого октября тысяча шестьсот шестьдесят девятого года. Художник ушёл из жизни, не оставив наследства, но оставив великое наследие».
Государственный Эрмитаж открывает выставку великого художника и его школы. Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции. С пятого сентября по тринадцатое января.
На чёрном фоне надпись белыми буквами: «Пятое сентября — тринадцатое января. Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции. Государственный Эрмитаж, Дворцовая площадь, дом два».

***
Ссылка на видео

Светлана Зонова (Лана Норд) — «Тюльпаны»

Картина стоит в квадратной раме, которая сделана из деревянной реи. Картина выполнена из пластилина. На ней изображен букет тюльпанов в вазе. На коричневой столешнице лежит белая, круглая ажурная салфетка. На ней стоит круглая пузатая сиреневая ваза с широким горлом. В вазе три тюльпана с листьями. Цветы — ровные розовые бутоны. Листочки крупные, заостренные сверху, зеленые. Видно, что контуры всех объектов объемные – вылеплены тонкой нитью пластилина.

***
Автор описания: Анна Харитонова

Светлана Зонова (Лана Норд) — «Сирень»

изображение

«Сирень» — ещё одна композиция из серии картин, выполненных из пластилина, на этот раз на стекле. Техника рисования на стекле имеет свои особенности. Очень важно для передачи фактуры и цвета фона использовать не один большой кусок пластилина, а несколько близких к основному цвету оттенков и маленькими кусочками чередовать их, постепенно разминая пальцем по поверхности. В данной картине фон сделан необычными разводами бледно-оранжевого цвета, иногда уходящего в желтый. Нижнюю часть фона, примерно четверть, занимает тёмно-коричневый стол, на котором стоит серая ваза с ветками сирени. Ветки естественным образом как будто свешиваются в разные стороны. Соцветия сирени — крупные, овальные горсти горошин ярко-фиолетового цвета, иногда в них попадаются желтые горошины, возможно, для контраста. Зеленая листва достаточно густая, но каждый листик выделен контуром в отдельный элемент рисунка. Завершает композицию квадратная деревянная рамка нейтрального бледно-коричневого цвета.
***
Автор описания: Ольга Бровкина

Светлана Зонова (Лана Норд) — «Мимозы»

изображение

Картина «Мимозы», выполненная в технике
пластилиновой живописи, имеет квадратный формат. В центре
изображения — старинная керамическая белая ваза с потертым синим
рисунком, в вазе пушистый букетик мимозы. Веточки вылеплены из
тонких жгутиков зеленого пластилина, цвета первой, сочной весенней
травы. Соцветия яркие, солнечные, разбегаются по
приглушенно-зеленому цвету фона желтыми горошинами. Скатывание
вручную горошин и заполнение ими рисунка — одна из распространённых
техник живописи из пластилина. И жгутики, и горошины делают картину
более рельефной. Фон поделён на две части. Нижняя часть занимает
одну треть картины, на ней изображён тёмно-коричневый стол, на
котором находится поднос с вазой. Красно-оранжевый поднос
ещё более усиливает белизну вазы. Верхняя часть фона имеет
несколько оттенков зеленого, от темного к более светлому, что
создаёт иллюзию светотени. Яркий поднос вместе с деревянной рамкой,
выкрашенной в подобный, красно-оранжевый цвет, придают картине
цветовую завершенность. Букет мимозы выглядит необыкновенно сочно и
свежо, словно пахнет Весной.
***
Автор описания: Ольга Бровкина

Светлана Зонова (Лана Норд) — «Свечи плачут в тишине»

изображение

Картина ориентирована вертикально. Перед нами окно. Внизу подоконник белого цвета. В правой половине картины изображён высокий подсвечник на две свечи, из черного металла. У подсвечника круглое основание. В середине основания металлический штырь, на котором закреплена горизонтальная подставка для свечей и металлическая петля между ними, держащая подсвечник. Свечи из белого воска. На теле свечей на разной высоте мы видим по три расплавленные капельки воска. Высота свечей примерно в половину высоты подсвечника. Общая высота подсвечника со свечами составляет две трети картины. Свечи горят красным пламенем. В середине пламени видны тонкие черные фитильки. Над пламенем красным цветом нанесены мазки: это жар от свечей.
Левую половину картины занимает полуоткрытая занавеска сиренево-лилового цвета. Она начинается у верхней планки в середине и заканчивается в левом нижнем углу. На ней такие же сиренево-лиловые вертикальные полосы.
За окном осенний пейзаж. Голубое небо. В правом верхнем углу изображены летящие клином перелётные птицы. Каждая птица обозначена черной точкой. Птичий клин располагается над пламенем свечей.
Над верхним краем подоконника мы видим верхние части крон двух деревьев. Деревья с коричневыми стволами, желтыми и красными листьями. Каждый лист представляет собой отдельный маленький круглый кусочек пластилина.
Композиция очень пропорциональна. Картина рождает чувство умиротворения и легкой грусти.
***
Автор описания: Светлана Маляревич