Лана Норд, пластилиновая картина «Морозный день»

ИзображениеРазмер картины 27×30 см.
Картина имеет три плана. На переднем плане от нижнего правого угла картины идет зимняя дорога. Дорога проходит по всей картине. По этой дорожке ходили не одни ножки, поэтому она имеет серо-белый цвет. обочина светло-розового цвета, поскольку снег отражает лучи красного солнца. обочина переходит в долину, которая слева упирается в черно-серую лесную полосу, а справа уходит ближе к горизонту, где красное зимнее солнце уже клонится к закату.
На среднем плане лесополоса с неровным рельефом. Это говорит о том, что у леса есть низины и возвышения. В нескольких местах имеются зеленые треугольники: макушки высоких елей. К центру лесная полоса становится узкой, что свидетельствует об удаленности дороги от леса.
На третьем плане зимнее небо. От розового солнечного ареола оно переходит в серо-молочный , а затем — в серый и, наконец, в фиолетовый.
Эта картина наверное будет близка тем, кто когда-то ходил на лыжах и видел такие пейзажи.

Лана Норд, пластилиновая картина «Зимний день»

ИзображениеРазмер картины 27×30 см.
На картине изображен зимний деревенский пейзаж.
Картина разделена на три плана.
На переднем плане слева изображён сруб деревенского колодца с воротом. Поскольку колодец старый, то сруб и ворот имеют темно-коричневый цвет. Слева от колодца такая же старая коричневая лавочка. Возле колодца имеется снежно-серая тропка. Она говорит нам о том, что колодцем регулярно пользуются. Тропа ведет к правой стороне картины, где изображена высокая белоствольная береза. На нижних ветках с левой стороны дерева мы видим двух снегирей. Птицы похожи на красно-черные нахохленные комочки.
На среднем плане слева, на неопределенном расстоянии серо-черная полоса зимнего леса. Полоса леса заходит за березу, изображённую на переднем плане. В нескольких местах есть белые тонкие вертикальные полоски: это стволы березок.
На третьем плане — пасмурное зимнее небо в молочно-серых тонах.
Зимний пейзаж привлекает своей естественностью и простотой, вызывая умиление и желание любоваться.

Рембрант, «Пир Валтасара»

Картина Рембрандта «Пир Валтасара»
Наш сайт уже обращался к творчеству этого голландского художника. Вы уже читали о картине «Возвращение блудного сына» — этой ёмкой иллюстрации к евангельской притче? А полотно «Пир Валтасара» воплощает в красках неповторимый эпизод из Ветхого Завета.
Чем уникально это творение Рембрандта? Он открыл нам, как выглядит перепуганный наглец, когда приходит ответ от Сверхъестественного.
Пожалуй, каждый знает о высеченных Богом на каменных скрижалях десяти заповедях. А в Книге пророка Даниила, в пятой главе, описан случай появления на стене огненной надписи, адресованной одному человеку, жившему в VI веке до нашей эры. Кто он?
Вавилонский царь Валтасар устроил большой пир и вместе с вельможами и жёнами наслаждался изысканными яствами. Когда оказалось, что для вина не хватает посуды, царь повелел принести священные сосуды из Иерусалимского храма. Те кувшины из драгоценных металлов были военным трофеем предка Валтасара – Навуходоносора.
Но кощунство осквернения сосудов было остановлено рукой, появившейся из стены и написавшей горящими буквами: Мене, мене, текел, упарсин. Советники царя не смогли прочитать письмо, и был приглашен Даниил – пророк Божий, волею судьбы служивший чиновником ещё при отце Валтасара. Пророк прочёл и перевёл с иврита: «Ты взвешен на весах и найден очень лёгким. Ныне же царство твоё передам персам». Так и случилось в ближайшие сутки, а царя завоеватели убили…
Рембрандт изобразил группу людей, застигнутых врасплох и с ужасом и удивлением взирающих на светящиеся письмена. В правом верхнем углу мы видим светлую кисть руки, а то, что выше — окружено тёмным облачком. На световом пятне стены уже написаны три слова. На них с ужасом смотрит Валтасар, стоящий почти в центре картины. Он — среднего роста и возраста, шатен с короткой бородой и усами. На голове – белый тюрбан, а поверх – золотая корона. Царь одет в нарядную просторную одежду коричневых тонов и украшен массивной цепью.
Левой рукой Валтасар пытается прикрыть от опасности женщину, пригнувшуюся и пролившую вино на платье. Она красива, хотя мы видим её со спины. Длинные каштановые волосы убраны в высокую причёску. Алое платье с большим декольте и открытыми лопатками показывает её гладкое тело в лучшем виде. Вероятно, красавица – любимая жена царя.
Правой рукой Валтасар касается стола с яствами: фруктами, мясом, вином. Позади царя за столом сидят две женщины и старик. Женщина в чёрном платье и с распущенными волосами испуганно смотрит, сцепив пальцы перед грудью. Напротив неё спиной к зрителю сидит брюнетка с ожерельем из крупных жемчужин, которая выглядит спокойнее других участников пира. Старик с седой бородой открыл рот и смотрит на своего царя, не понимая ничего.
Над картиной художник работал два года и закончил в 1636 году. Это — время безбедной жизни и популярности живописца. Он женился очень удачно и стал вхож в дома городской элиты. Это обстоятельство дало художнику заказы от состоятельных людей. Так появилось и полотно «Пир Валтасара». Во время работы мастер консультировался у местного раввина.
Рембрандт как всегда мастерски обращается со светом, льющимся из нескольких источников. Он умело отображает ужас и недоумение на лицах и в позах пирующих. Подмечает важные детали, например, пролитое на платье вино. Причудливость и изысканность изображения на картине – признак стиля барокко, царившего в живописи Голландии XVII века.
Несомненно, «Пир Валтасара» — наглядный урок, поясняющий библейский стих из Первого послания апостола Петра 5:5: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
Картина горизонтального формата, размером 167 на 209 сантиметров, хранится в Лондонской национальной галерее.

Андрей Рублёв. Троица

Изображение

Уже 6 веков существует икона Андрея Рублёва, которая вывела иконопись на новую орбиту. Именно Рублёв вырвался из плена традиции писания иконы «Троица» по сюжету Ветхого Завета – «гостеприимство Авраама». Его «Троица» — новозаветная. Она – песня о великой любви, полная символов и адресованная каждому человеку.

Монах-иконописец Андрей Рублёв создал икону «Троица» в начале 15-го века для храма Троицкого монастыря, сожжённого татаро-монголами в 1408 году. Материал для основы – дерево, краски – темпера.

За столом в образе ангелов с нимбами над головой, и крыльями за спиной сидит Триединый Бог: Отец, Сын и Дух Святой. Ветхозаветный сюжет очень урезан: пространство иконы Рублёва свободно от атрибутов трапезы ангелов в гостях у Авраама-родоначальника еврейского народа. Рублёв не стал изображать престарелых хозяев, их будущего ребёнка; еду на столе. Иконописцу удалось дать понятие Бога через образ.

В одежде каждого лица Триединого Бога присутствует небесно-голубой цвет, в руке у каждого – посох странника и одновременно жезл власти. На столе стоит чаша с жертвенной кровью, и к ней смиренно протягивает руку Сын, одетый в хитон цвета спелой вишни и голубую накидку. За ним, на заднем фоне, изображён дуб, как символ древа познания добра и зла.

На иконе изображён предвечный совет – совет, предшествовавший сотворению Мира.

Бог-Отец сидит слева в голубом хитоне и золотистой накидке. За ним изображён красивый каменный дом Авраама. Дом – символ творения, а мир создал Он, Бог-Отец.

Напротив Него, справа, сидит Дух Святой в голубом хитоне и зелёной накидке. Черты Его лица утончённые. Левое крыло приподнято. За ним изображена гора Елеонская (Масличная), с которой на сороковой день от воскресения из мёртвых вознёсся Иисус Христос – Сын Божий, чтобы послать людям вездесущий Святой Дух.

В каждой ипостаси Святой Троицы есть вся полнота Божества, но это – один Бог, а не три. Между Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом течёт любовь. Все три фигуры вписаны в круг, открытый для зрителя.

Святая Троица приглашает каждого человека в круг своей любви.

«Троица» Рублёва содержит несколько смыслов: буквальный, пророческий, моральный.

Буквальный смысл: Святая Троица изображена сидящей за столом у дома Авраама.

Пророческий смысл: прообраз страданий Христа.

Моральный смысл: призыв к дружескому единению.

Икона «Троица» размером 141 на 114 сантиметров хранится в Третьяковской галерее, в прозрачном шкафу, который нужен для поддержания специальных условий.

Изображение из Wikimedia Commons

Рафаэль — «Сикстинская Мадонна»

Изображение

Пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» говорит нам о многообразии мира, о культурных различиях. Так, с 10-го века на Руси пишут иконы Богородиц. Иконопись велика по духу, но её техника делает изображение плоским и далёким от реальных людей. В Европе лики святых писались с живой натуры объёмно; может быть, поэтому, даже спустя пятьсот лет, о «Сикстинской Мадонне» помнят, ею любуются, над её смыслом размышляют?

Немного истории. В начале XVI века Рим вёл войну с Францией за земли Северной Италии. Когда был взят город Пьяченца, папа римский Юлий II решил отблагодарить монахов за агитацию в пользу папских войск. Так для монастыря Святого Сикста был заказан заалтарный образ: Дева Мария является Святому Сиксту.

На знаменитой картине Рафаэля изображена Дева Мария, держащая на руках младенца Иисуса. Её взгляд, одновременно нежный и грустный, знающий о том, какое тяжелейшее испытание ждёт её сына в будущем. Ребёнок же полон здоровья, сил и энергии, взгляд не по возрасту умён.

Мать трепетно и нежно прижимает обнажённого младенца к себе, стараясь защитить сына от жизненных невзгод. Мадонна изображена стоящей на небесах, под её ступнями клубятся облака; это она принесла Благословение на землю. У Марии каштановые прибранные волосы, покрытые светло-коричневым платком, она одета в красное платье и синюю накидку до пят.

Ниже Мадонны на облаках изображены наблюдатели схождения Бога: слева – Папа Сикст II, справа – святая Варвара, а ещё ниже, в центре – два ангелочка. О Сиксте II известно, что он был казнён 258 году; стал покровителем рода Ровере (дуб). Кстати, к этому роду относился и Папа Юлий II — заказчик картины. Сикст одет в золотую мантию с вышитыми дубовыми листьями, у его ног лежит снятая из почтения тиара – тройная корона, символ единства Отца, Сына и Святого Духа. Он указывает рукой в сторону зрителей картины, а другая рука прижата к сердцу в знак преданности Деве Марии.

Варвара, девушка в длинном платье, смиренно опустила взгляд. Святая Варвара, жившая в III веке, уверовала во Христа втайне от отца-язычника. Она приняла пытки и смерть от руки отца и стала святой покровительницей города Пьяченце… Композицию из шести фигур обрамляет открытый занавес зеленого цвета. Занавес символизирует раскрытые Небеса и милость Бога-Отца, пославшего Сына на смерть ради спасения людей.

Новаторство художника проявилось во включении зрителя в композицию: кажется, что Мадонна, спускаясь с небес, смотрит зрителю в глаза. Первоначальное место картины было в храме, напротив большого распятия, поэтому выражения лиц и позы фигур обусловлены их сопереживанием Христу, страдающему на кресте.

Задник полотна полон облаками, но при ближайшем рассмотрении различимы головы детей. Рафаэль был привеженцем религиозного течения гностиков и считал, что ещё нерождённые души обитают на небесах.

А два ангелочка внизу картины вошли в сюжеты многих рождественских открыток и рекламных рисунков. Они написаны с двух упитанных мальчишек лет пяти и внешне отличаются от людей наличием крыльев. Ангелочки изображены лишь по грудь и обнаженными. Их равнодушные лица – символ принятия неизбежности божественного промысла: Иисусу уготован крест.

Рафаэль всегда вкладывал в свои полотна больше смысла, чем мог понять простой зритель. «Сикстинская Мадонна» — шедевр, в котором сочетаются несочетаемые явления: бренность тела и — святость духа, свойственное людям деторождение и – искупление человечества путём принесения Бога в жертву.

Всё смешалось и всё дополняет друг друга. Без тела невозможно изобразить женщину, подарившую миру Иисуса Христа, без духа нет жизни в теле… Столько эмоций и мыслей будит в зрителях это полотно! В XX веке картину критиковали интеллектуалы. Им блестяще ответила великая актриса Фаина Раневская: «Эта дама [Мадонна] столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться».

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля написана в 1514 году маслом на холсте размером 265×196 сантиметров. До 1754 года находилась в монастыре Святого Сикста пока не была куплена курфюстом Саксонии Августом Третьим. В 1943 году немецкие фашисты спрятали её в заброшенную штольню. После войны полотно искали и спасли советские солдаты, и восстановили советские реставраторы. С 1955 года картина снова хранится в галерее Дрездена.