Микеланджело Меризи де Караваджо, «Ужин в Эммаусе

изображение

Фон картины тёмный. Светлыми пятнами выделяются лишь части лиц и некоторые элементы одежды.
На первом плане трое мужчин, сидящих за столом. На заднем плане — мужчина и женщина, которые обслуживают эту троицу. Мужчина, сидящий слева, развернут к нам спиной. Видно только кудрявые волосы, правое плечо и часть спины, покрытой зеленой тканью рубашки, и темно-бежевая ткань, накинутая поверх. Если приглядеться, видны руки мужчины — он жестикулирует, пальцы раздвинуты, как будто он показывает размер чего-то.
Мужчина, который сидит по центру, внешне похож на Христа. Длинные коричневые волосы его спадают на плечи, одет он в зеленую рубашку, подобную той, что на первом мужчине. Смотрит он вниз, возможно, на стол, лицо освещено, но выглядит бледным. Просматриваются усы и небольшая борода. Мужчина жестикулирует — он будто говорит «вот это» или «вот так»: три пальца собраны, большой и указательный вытянуты. Другая рука мужчины лежит на столе.

Стол застелен белой скатертью, перед мужчиной стоит тарелка с круглым хлебом и зелеными листьями. Напротив мужчины, сидящего слева, лежит такая же круглая булка. Напротив мужчины, сидящего справа, стоит небольшой графин; Он отбрасывает на стол длинную тень.
Мужчина справа смотрит на мужчину посередине, наклоняется к нему над столом. Мы видим лишь небольшую часть его лица. Лицо загорелое, на лбу морщины, за счет чего он выглядит старше всех на картине. Волосы у него короткие, черные, также видно бороду, усы и бакенбарды. Одет он в темно-бежевую рубаху, на которую наброшено более светлое одеяние. Левой рукой мужчина держится за край стола.

На мужчину, сидящего по центру, внимательно смотрит тот, что прислуживает ему. Слуга слегка наклонил голову, как будто ожидая приказа или ответа. У него также морщины на лбу, но кожа более светлая, на носу и щеках угадывается небольшой румянец. Волос почти не видно — на голове небольшая тканевая белая шапочка в виде тюрбана, из под которой выглядывает залысина. Одет слуга в серовато-бежевый жилет поверх белой рубахи, рукава рубахи закатаны. За ним, в правом углу картины, склонив голову видна женщина. По возрасту она могла бы быть ровесницей загорелого мужчины, однако кожа ее значительно более бледная с желтоватым оттенком. Глядя на нее, сразу догадываешься о её более низком социальном статусе. Она худая, что видно по шее, острым скулам и выступающим костям ключицы. У нее темные волосы, забранные под белый чепчик. Одета она в коричневый сарафан, (мы видим только его верх). Под сарафаном белая рубашка. В руках у женщины большое блюдо, разглядеть его содержимое невозможно.

В целом картина говорит нам о пересечении духовного и светского. Духовное в облике мужчины, сидящего в центре, в его манерах и взгляде. Светское — в слугах и трапезе.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, «Скрипка»

изображение

На картине крупным планом раскладной футляр от скрипки, ткань, в которую, судя по всему, был завернут инструмент, сама скрипка и открытая нотная тетрадь. Общее впечатление хаоса — предметы не лежат ровно, а будто брошены небрежно. На первый взгляд, может даже показаться, что картина абстрактная, однако это не так.
Стол, на котором разбросаны предметы, коричневый со светлыми прогалами, видна фактура дерева. Футляр от скрипки более темного коричневого оттенка, по краям, правда, тоже высвеченного в желтый. Внутри футляр, похоже, обит мягкой тканью изумрудного оттенка. Поверх футляра наброшена скомканная ткань фиолетового с синим цвета. Сама скрипка темно-коричневая с красноватым отливом, также есть элементы желтого, синего, затемненные черным, есть несколько белых акцентов — например, струны посреди скрипки очень светлые, местами именно белые.
Поверх скрипки брошена серо-белая открытая нотная тетрадь. Ноты размыты — видны нечетко.

Федотов Павел Андреевич, «Свежий кавалер (утро чиновника, получившего первый крестик)»

изображение

Как можно понять из названия картины, основная фигура, изображенная на ней
— чиновник, получивший награду. Вторая фигура женская: девушка, подающая мужчине сапог. Судя по жесту, девушка — служанка, а может и жена, хотя слишком молода, да и выражение лица у нее несколько насмешливое.
Действие происходит в комнате , предположительно, деревенского дома. Потолок и задний фон скрыты — едва видны очертания предметов, балка на потолке, но как будто всё это залито темно-бирюзовой краской.
Часть потолка всё же видна. он коричневый, довольно низкий. на балке висит масляная лампа. Персонажей картины окружает полный хаос: несколько столов, один из которых раскладывается, становясь круглым; несколько стульев, к одному из которых приставлена гитара; на этом стуле висит темно-синий китель, а поверх него наброшена то ли белая рубашка, то ли полотенце. Под стулом лежит книжка, а на стуле растянулась кошка: она дерёт когтями обивку. На другом стуле вверх тормашками лежит фуражка — темная, возможно черная, с ярко-красной отделкой. По полу разбросаны бутылки, темный кувшин, обрывки листов бумаги и что-то похожее на рыбьи хвосты.

Сам пол светло-бежевый, дощатый.
Раскладывающийся стол, который нам виден наилучшим образом, сложен, а половинка, превращающая его в круглый или овальный, откинута. На столе светлая с красным узором скатерть, вся в складках. На столе тарелки, большая бутылка из тёмного стекла, бутылка поменьше из прозрачного стекла, с какой-то желтой жидкостью.

Также на столе лежит обрывок газеты. На этом газетном обрывке плоды, похожие на маленькие ананасы. Справа от газеты — белая фарфоровая тарелка. Еще на столе хаотично стоят то ли маленькие бутылки, то ли коробочки.

Позади стола ширма, на которую наброшен плохо различимый светло-серый предмет одежды.

Теперь о персонажах картины. Мужчина стоит в воинственной, гордой позе: голова задрана вверх, правая рука согнута в локте, прижата к груди и приподнята, левая — также согнута и уперта в бок. Мужчина босой, на нём белая рубашка с рисунком в виде коричневатых прерывистых полосок, поверх рубашки накинут длинный халат: бежевый в коричневую полоску . Накинут он таким образом, что упертая в бок рука вдета в рукав, а правая — нет. На халат прицеплен орден — желтая медаль на белой с красной полосой ленте.
Помимо босых ног и непонятно как одетого халата, комичность образу мужчины придает его прическа — в черных напомаженных волосах запутались (или же были специально прицеплены) белые куски то ли ткани, то ли бумаги. Причем выглядит это так, будто ему навязали маленьких хвостиков.

У мужчины темные бакенбарды и волевой подбородок, хотя последнее скорее является эффектом от вздернутого кверху носа, сжатых губ и насупленных бровей.
Подающая ему сапог девушка одета в длинный сарафан темно-синего цвета, который раскрывается под талией так, что мы видим нижнюю юбку из серой с красно-черным рисунком ткани. Если долго смотреть на складки ткани и странноватого вида сарафан, может создаться впечатление, что девушка беременна. Сарафан надет на белую рубашку с широкими рукавами, собранными резинкой на запястьях. На голове девушки синий с серым платок. из-под него выглядывают темные волосы. Девушка румяная, возможно, только что вошедшая с мороза. Подавая сапог мужчине, она смотрит на него (мужчину) с иронией.

Картина переносит нас в русскую деревню. Одежда и фигура девушки очень уж деревенские. Мужчина — вероятно, чиновник при царе. Мужчина явно кутил, отмечая долгожданную медаль, а теперь он выглядит нелепо, позирует для своей же прислуги и уже будто представляет, как с него пишут портрет.

Шишкин Иван Иванович, «Ручей в лесу»

изображение

Основные цвета картины — зеленый, коричневый и желтый, которыми заполнен крайне привычный, родной и знакомый русский лес. посреди леса течет ручей. Берег справа более крутой — как спуск с холма, слева — пологий. С обеих сторон земля покрыта травой, а возможно и мхом. День судя по всему солнечный. хотя мы не видим неба, солнечные лучи явно прорезают листву меж деревьев и придают траве более яркие оттенки зеленого.
Повсюду растут деревья — в основном сосны. Они узнаются по светло-коричневым стволам и тому, что ветки начинаются высоко, иголки за пределами картины. Есть на картине и ели, и какие-то другие деревья — листья и иголки прорисованы недостаточно четко.

Ручей занимает центральную часть картины. Он небольшой и неширокий. извивается. Вода темная, почти черная, в ней отражается солнечный свет и деревья вокруг. Можно предположить, что вода чистая, как родник, и хочется опустить в нее руки, зачерпнуть и попробовать на вкус. Или же просто подойти ближе и рассмотреть возможных обитателей ручья.
Кстати, лес на переднем плане более темный. Туда почти не проникает свет. А вдали света все больше, деревья и трава все ярче.

Возможно, ручей вытекает из озера, или там, за деревьями, просто какое-то открытое пространство.
Ощущения от картины какие-то родные, теплые. Уж очень знаком этот пейзаж любому, кто бывал в лесу.

Эдуар Мане, «Балкон»

изображение

Перед нами три человека: две женщины и мужчина. Женщины на переднем плане, вокруг них четкой рамкой очерчены зеленые в параллельную полоску ставни. мужчина чуть в глубине, как будто только выходит на балкон. за его спиной темный фон, на котором еле-еле виднеются какие-то картины в комнате. Если приглядеться к темным пятнам фона, также можно разглядеть слева от мужчины еще один мужской силуэт, возможно, это слуга.
Сам мужчина не молод, но и не стар, возможно, ему лет 30-40. Он одет в черный пиджак, идеально белую рубашку со стоячим воротником, на шее у него широким узлом повязан галстук (по отблеску ткани можно предположить, что он шелковый). Руки мужчины подняты на уровень груди — правая чуть ниже, левая чуть выше, кисти сжаты в свободные кулаки. Фигура не выглядит угрожающей, скорее, какой-то незаконченный жест.
Слева от мужчины, ближе всего к нам находится женщина. Это скорее всего жена вышеописанного мужчины. Она сидит, сложив руки на перила балкона, и сжимает веер. Ей около 30 лет, у нее черные кудрявые волосы, практически белое лицо, черные глаза и брови, напряженный взгляд, направленный вправо и вниз. Она то ли ищет кого-то взглядом, то ли нашла и с определенной долей беспокойства наблюдает. На женщине длинное белое платье из полупрозрачной ткани в полоску. Платье старомодного кроя, с юбкой, закрывающей ноги, и расширяющимися книзу рукавами. На шее желто-зеленая лента с какой-то крупной, возможно золотой, подвеской. В ногах у женщины сидит какая-то коричнево-белая собачонка, но она не четко прорисована, поэтому сложно судить о её породе. Слева от женщины стоит белый горшок с неким высоким цветком с крупными синими бутонами.
Когда первый раз бросаешь взгляд на картину, именно женщина сразу привлекает внимание — наверное, за счет контраста лица и выражения явной заинтересованности. Две другие фигуры менее четкие, сложнее понять настроение мужчин.

Справа от главной героини, чуть позади, стоит еще одна женщина. Ее взгляд направлен прямо на нас. На ней тоже белое платье, но более простого кроя и более короткое — мы можем увидеть один из ее ботинков, черного цвета. На женщине нет никаких украшений, помимо чего-то вроде шляпки и крупного цветка, похожего на хризантему, на голове. Волосы у этой женщины темные, полностью сливаются с фоном, видно лишь немного челки на лбу. Женщина эта моложе первой и значительно более скромная внешне. Ее лицо не выражает практически никаких эмоций. Руки ее согнуты таким образом, как будто она одной поправляет манжету другой руки. В руках она держит предмет, похожий на зеленый зонт.
Если не читать ничего о данной картине, а просто положиться на воображение, можно предположить, что муж с женой приехали отдыхать в Испанию или Италию (форма ставень напоминает об этих странах). Вторая женщина, скорее всего, служанка. Они стоят на балконе снятой квартиры и наблюдают некое действие, происходящее на улице. Только смотрят в противоположные стороны, и жена проявляет явно больший интерес, чем ее муж. За счет контраста темного фона, темного костюма мужа и белых платьев дам, можно предположить, что художник хотел сделать акцент именно на них. Может быть, между дамами есть какое-то соперничество, или же задача была в том, чтобы показать разницу между красотой жены и примитивностью служанки.