Фёдор Петрович Толстой, «Алтея»

изображение

Это ботанический рисунок. На светло-жёлтом фоне изображена веточка растения с крупными белыми цветами. Нарисованы два цветка –  один цветок расположен слева вверху, другой правее ниже. Есть ещё третий цветок, но он повёрнут влево, его почти не видно. Цветы имеют пять белых лепестков, но около сердцевинки цветка царит бордовый. В центре цветка жёлтый пестик.  
Тёмно-зелёные листья как бы надрезаны по краям. В верхней части изображены нераскрывшиеся маленькие бутоны. 
Внизу мелким аккуратным почерком написано на латыни название растения: слева Althea Frutex, справа Hibiscus Syriacus. Ниже на русском языке написано: Рисовал Граф Феодор Толстой 1831. Это дореволюционная орфография, следовательно в конце слов стоит твёрдый знак, а имя Феодор начинается с буквы «Фита».

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, «Беление холста»

изображениеЗинаида Серебрякова в своём родовом имении часто наблюдала за работой крестьянок и делала зарисовки. Художница просила деревенских женщин побыть моделями для ее этюдов. В 1916 году З. Серебрякова нашла тему для своей новой монументальной картины – «Беление холста». Уже летом этого года она сообщала в письме к мужу о начале работы над картиной. Она рисовала крестьянок на лугу около реки – по утрам они расстилали на траве сотканные холсты, оставляя их «выбеливаться» под лучами солнца.

На картине «Беление холста» изображены четыре высокие, сильные деревенские девушки. Это крупные женские фигуры, заполняющие собой плоскость картины. Композиция построена так, что зритель видит девушек как бы снизу, на фоне летнего неба с облаками. Это придаёт картине величавое спокойствие и монументальность. Три работницы стоят ближе к зрителю, с холстами в руках. Они обернулись назад и смотрят на четвёртую, расстилающую холст на коричневой земле.

Работницы одеты в белые рубашки, тёмно-синие юбки подоткнуты до колен, видны крепкие ноги. На головах косынки, завязанные назад.
Девушка, стоящая с правой стороны, поддерживает холст, развешенный позади неё на палках. Её простое, спокойное лицо изображено в профиль.

В центре изображена девушка в красной блузе. В правой руке на палке и на левом плече она держит свёрнутые холсты. Работница обернулась назад, видна только левая щека.
С левой стороны картины стоит третья девушка. Виден правый бок и часть спины. На голове красная косынка. Руками девушка держит растянутое полотнище холста.
Чуть правее неё на заднем плане изображена четвёртая работница, расстилающая холст. Она наклонилась к земле, видно её спокойное и приятное лицо.

Картина «Беление холста» – это гимн труду, величавый аккорд, прославляющий красоту, молодость и силу русских крестьянок.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, «Карточный домик»

изображение

Дети Зинаиды Серебряковой нередко становились персонажами её картин. Обычно художница изображает счастливое, радужное детство. Но на картине «Карточный домик» есть ощущение тревоги и печали. Эта картина была написана в 1919 году после трагических событий. Муж художницы Борис Анатольевич Серебряков скончался от тифа на руках у супруги. Было разграблено и сожжено имение, погибло всё имущество. Художница осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.

В центре картины изображён стол, вокруг него сидят осиротевшие дети, которые сооружают домик из игральных карт. На лицах детей – выражение задумчивости, сосредоточенности и растерянности. Они смотрят на хрупкую конструкцию с тревогой – ведь она в любой момент может сломаться. Дети словно пытаются восстановить своё рухнувшее счастье и благополучие, которое им больше не вернуть. Они сидят, склонившись все вместе к центру стола, как бы согревая и поддерживая друг друга. Одежда детей и скатерть на столе – тёмно-синие, этот цвет доминирует на картине.

Позади детей видна стена бежевого цвета.
На столе собрана конструкция карточного домика из трёх этажей, нужно достроить ещё один этаж. Несколько карт лежат на столе. С правой стороны за столом сидит дочь художницы Таня, в семье её называли Татой. Девочка изображена в профиль, волосы убраны назад в хвостик. Глаза её опущены, она смотрит на карты. Правой рукой Тата держит карту, а левой рукой прижимает к столу другую карту рисунком вниз, собираясь взять её.
Рядом с Татой сидят двое ребятишек, которые очень похожи друг на друга, у них большие тёмные глаза и тёмно-русые волосы. Мальчик Саша наклонился к центру стола и сосредоточенно смотрит на карточный домик. Левее изображена младшая 6-летняя сестрёнка Катя. У неё короткая стрижка. Она смотрит своими огромными тёмными глазами на Тату. Взгляд её тревожный и печальный.
С левой стороны, напротив Таты, сидит старший 13-летний брат Женя. Он изображён в профиль на фоне тёмного дверного проёма. Мальчик сидит в задумчивости, подперев голову левой рукой. Внешне он отличается от других детей. У него голубые глаза. Очень коротко подстриженные волосы имеют рыжеватый оттенок. Под тёмно-синим пиджаком виднеется полосатая матросская тельняшка.     
Кроме карт, на столе есть ещё несколько предметов. Около Жени лежит большая книга с коричневой обложкой, виден только её угол. Рядом стоит маленькая светлая вазочка, в ней синие мелкие весенние цветочки – это пролески, но их обычно называют синими подснежниками. Ближе к зрителю на столе лежит кукла-мальчик в ярко-красной рубашке, с раскинутыми руками и ногами. Это всего лишь брошенная кукла, но она как бы напоминает о трагической смерти отца детей.

Марк Захарович Шагал, «Корова с зонтиком»

изображение

Картина написана маслом на холсте в стиле «сюрреализм».
В центре белая корова с синей головой изображена к нам правым боком. Она занимает большую часть холста. Над коровой яркий оранжевый диск солнца с желтым ореолом.
Корова шагает по крышам: очертания домов и церкви видны справа внизу картины и являются частью темного красно-оранжевого фона. Левым передним копытом корова держит красный зонтик от солнца с узором, и это копыто напоминает по виду стопу человека в ботинке. На спине коровы лежит зеленый букет с маленькими белыми цветами. Букет держит оранжевая перчатка или кисть руки. В левом верхнем углу изображена невеста. У нее темные волосы, белая фата и длинное белое платье, подол которого касается бедра коровы. Справа от невесты видно лицо мужчины в шапке. Они обнимаются, при этом он смотрит на нее, а она отвела взгляд в сторону. 
Под левым копытом коровы мужчина в шапке конусом и оранжевой одежде. От вымени коровы кормится черный теленок, он стоит на крышах домов. А в правом нижнем углу — желтый петух с красной холкой.  
Корова, невеста и маленькие цветы в букете выделяются бело-синим цветом на теплом красно-оранжевом фоне.

Леонардо Да Винчи, «Спаситель мира»

изображение

Пожалуй, каждый культурный человек знает о существовании «Моны Лизы». Но, оказывается, Леонардо написал и мужской вариант её образа – картину «Спаситель мира» или иначе – «Сальвадор мунди».

Какое же оно, это творение, и почему наш Эрмитаж отказался его купить?
Эта работа Леонардо да Винчи датируется приблизительно тысяча пятисотым годом. В силу особенностей характера мастер часто бросал начатые произведения, которые приходилось заканчивать ученикам. Это обстоятельство затрудняло установление авторства картины.

Кроме того, за пятьсот лет картина чуть не была утрачена, её панель оказалась расколота, и реставраторы немало потрудились над ней. Российский эксперт-искусствовед Виктория Маркова в интервью утверждает, что Эрмитаж поступил правильно, не купив «Сальвадора мунди», поскольку в нём слишком мало осталось от кисти самого Леонардо.
Теперь рассмотрим картину.

Художник изобразил Иисуса Христа, как иллюстрацию к словам Евангелия: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру». Христос тут с красивым и спокойным лицом, обрамлённым острой бородкой и вьющимися локонами каштанового цвета. Он одет в синий хитон, то есть платье, и пристально смотрит на зрителей. В его левой руке лежит прозрачный шар – символ власти: и в то же время это планета Земля в миниатюре. Иисус будто держит в своей руке жизнь всех обитателей мира. При этом он изображён без нимба и короны, то есть как человек.
Шар сделан из горного хрусталя – чистейшей разновидности кварца. Художник тщательно выписал включения в породу, а рука Христа хорошо видна через прозрачную сферу.

Правая рука Иисуса поднята в благословляющем жесте, а Его волосы будто колышит ветерок. Такие локоны, а также тщательная прорисовка лица с последними штрихами вокруг глаз, нанесёнными пальцами, и психологичная манера письма позволила экспертам установить авторство Леонардо да Винчи.

Размеры картины «Спаситель мира» или «Сальвадор мунди» 65×45 сантиметров. Она написана маслом на панели из древесины ореха.