Виктор Михайлович Васнецов, «Три богатыря»

Немало русских художников 19-го века увлекались темой народной культуры. Но лишь для Васнецова фольклор стал основой большинства полотен. Его картина «Три богатыря» — настоящий шедевр и символ народного искусства. Недаром художник трудился над ней 17 лет!
«… Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде – примечают в поле: нет ли где ворога, не обижают ли кого», — так писал Васнецов другу о сюжете картины. Под серым небом с белыми облаками на переднем плане огромного полотна, почти 3 на 4,5 метра, остановились часовые Родины – богатыри из русских былин.
В центре на чёрном мощном коне сидит реальное историческое лицо – Илья Муромец. Он приложил правую руку ко лбу и вглядывается вдаль: не видно ли врага. На этой же руке висит булатная палица – дубинка с утолщённым и покрытым шипами концом. Слева у Ильи щит и деревянное копьё с металлическим наконечником. Муромец воплощает собой силу и мудрость. Зверская мощь его коня показана деталью: вместо упряжки – цепь.
Слева на полотне Добрыня Никитич вынимает меч из ножен, готовый отразить любую атаку на Русь. У него благородные черты лица, подчеркивающие образованность и культурность. Белый конь под стать хозяину породист.
Справа на картине Алёша Попович, сидя на буром коне, держит лук и колчан со стрелами. В отличие от соратников, Алёша молод и безбород. К седлу приторочены гусли, что выдаёт в Поповиче певца и музыканта.
Боевое облачение художник писал, посещая музеи. Мастерски изображены металлические шлемы, кольчуги, оружие, всё вплоть до пряжек и рукавиц Муромца. Чудесно написаны кони: каждый со своей особой статью.
При всей конкретике образов богатыри воспринимаются как олицетворение добрых сил земли русской. Всадники высятся, будто горы или огромные деревья. Васнецов использует гиперболу и наделяет богатырей качествами исконно русского характера. Так, Илья мудр, нетороплив, опирается на опыт и традиции народа. Воинский дух и доблесть выражается образом Добрыни. Образ Поповича совсем иной. Алёша чуток ко всем проявлениям красоты, созерцателен и поэтичен.
Пасмурный летний день. Богатыри стоят среди жухлой травы на широкой равнине, переходящей в холмы, а у ног их коней растут три малые ёлочки, будто символ преемственности поколений.
Эта картина способна пробудить интерес к истории Родины. Вызвать благодарность ныне живущих к тем, кто защищал Русь-Россию-Советский Союз, не щадя себя. А ещё «Три богатыря» Васнецова напомнят о чуде в жизни Ильи Муромца, до 33-и лет прожившего неходячим, потом исцелённого воина, причисленного к лику святых в 1643 году.
Картина дописана в 1898 году и хранится в Третьяковской галерее.

Валентин Серов, «Девочка с персиками»

Фотокопия картины

Есть картины, которыми хочется любоваться снова и снова. И эти слова полностью подходят к произведению Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». Чем же оно так притягивает ценителей живописи?
Летом 1887 года художник гостил у известного мецената — Саввы Мамонтова. И Серов попросил позировать ему дочь хозяина — Веру. Спустя три месяца картина была готова. Вся она пронизана светом, лёгкостью, обаянием детства.
Девочка сидит за столом столовой в солнечный день, спиной к окну. Вера внимательно смотрит на зрителя. На смуглом лице проступил румянец, чёрные волосы немного растрепались, очевидно, от игры в саду. Девочка в розовой блузке вновь готова вспорхнуть, будто бабочка с цветка, и вернуться в сад. В этот момент и запечатлел её художник.
Что ещё поведает картина? Можно предположить, что дом отца девочки — большой и гостеприимный. Лишь с одной, видимой, стороны стола стоят 5 стульев. На стене висит декоративная тарелка с синим узором. Края белой скатерти загнуты на стол, что обычно служит профилактикой от детских шалостей. Именно на таком отвороте скатерти и лежат три персика, ножик и несколько кленовых листьев.
В девочке угадывается бойкий характер, инициативность. Наверное, она захотела угостить фруктами товарищей по забавам. Вот вытащит ножиком косточки, разложит персики по импровизированным тарелочкам из листьев пятипалого клёна и снова побежит резвиться в сад.
Героиня обаятельна и непосредственна, её лицо излучает счастье, И картина тоже лучится гармонией, радостью жизни. Художнику с помощью приёмов импрессионизма удалось передать это ощущение, а также игру солнечного света, лёгкость и воздушность.
Копия картины висит в Абрамцево, оригинал же — в Третьяковской галерее. А героиня портрета была счастлива в браке, родила троих детей и умерла от пневмонии в возрасте 32-х лет.

Пабло Пикассо, «Завтрак слепого»

Фотокопия картины

Худощавый мужчина с тёмными короткими волосами сидит за столом. У него на голове темно-синяя кепка, такого же цвета бесформенная кофта, на шее синий платок. Лицо мужчины повернуто в профиль, вместо глаз у него серые впадины, у него длинный прямой нос, поджатые губы и печальное выражение лица.
На столе перед ним съезжающая вниз светлая скатерть, пустая миска и коричневый кувшин. Мужчина одной рукой тянется к кувшину, в другой держит небольшой кусок хлеба. Картина написана в очень мрачных синих тонах.

Картину «Завтрак слепого» Пабло Пикассо написал в 1903 году, когда ему было всего 22 года. Данная картина создана в ранний период творчества испанского художника. Период с 1901 по 1905 год творчества испанского гения критики назвали «голубым», так как в это время в работах Пикассо преобладал синий цвет, который он называл «цветом всех цветов».

В творениях «голубого периода» чаще всего изображены бедняки, нищие, одинокие и обездоленные люди. Данная тематика была очень популярна среди художников проживающих и творящих в Испании. Картина «Завтрак слепого», является характерной работой для раннего Пикассо, где в центре всегда стоит человек в окружении разных предметов и внутренних переживаний. С помощью тонких деталей, художник пытается передать зрителю меланхоличные, а местами и трагичные эмоции.
Главное внимание в работе «Завтрак слепого», сосредоточено на слепом человеке изображенного синими красками, который пытается правой рукой нащупать ярко коричневый кувшин с вином, символизирующий христианство. В левой руке у него маленький кусок хлеба, а на столе стоит пустая миска.
Худощавое вытянутое тело, длинные чувствительные пальцы, бедный стол в полной мере передают беспомощность, обреченность и страдание.
Усугубляет трагизм картины, глаза человека вместо которых, изображены две серых впадины. Картина заставляет зрителя почувствовать ту беспомощность и обреченность слепого человека, который живет в бедноте и полном одиночестве.
На написание такой печальной картины, художника безусловно подвигла, его бедная жизнь в Барселоне, так что в этом унылом образе слепого и бедного человека художник видел себя и пытался передать собственные эмоции и переживания, подчеркивает столь глубокие эмоции синий холодный цвет.

Борис Кустодиев, «Русская Венера»: портрет-синтез

Фотокопия картины

Наверное, все, кому за 40, помнят как в школьные годы нам внушали: «бытие определяет сознание». А также: «в здоровом теле — здоровый дух». Напротив, о том, что дух и сознание преобладают над любыми обстоятельствами, свидетельствует эта удивительная картина. Как же удалось русскому художнику создать одновременно очень эротичное и целомудренное полотно?
Борис Кустодиев родился в 1878 году и застал патриархальную жизнь русской провинции с ярмарками, церковными праздниками и масленицей. Эти радостные воспоминания детства и молодости он сохранил и в зрелости. «Русская Венера» была написана в Петрограде 1926 года на обороте картины «На террасе», поскольку нового холста не нашлось. Кустодиеву позировала дочь, но лицо героини он придумал. Художник тяжко болел туберкулезом позвоночника, но картина несёт только свет и радость!
На переднем плане изображена русская красавица в деревенской бане из брёвен, в парилке. Она уже заканчивает «священнодействие» и сияет здоровьем, чистотою кожи. Героиня невысокого роста, у неё маленькие ступни, крепкая, среднего размера грудь и широкий таз. Пожалуй, любой зритель-мужчина восхитится плавными изгибами тела этой девушки, которые сулят успешное продолжение рода. Правой рукой она держит берёзовый веник, прикрываясь, а пальцы левой руки расчёсывают водопад длинных рыжих волос. Зелень листьев берёзы создаёт красивый контраст с золотом волос. На полоке, рядом с куском мыла — хлопья пены, будто у богини Венеры, созданной из пены морской. Справа от полока заткнута за доску газета с заголовком «Русская Венера». На полоке стоит деревянное ведро, под потолком и у стены клубится пар. Девушка стоит на приступке, наклонив голову, чтобы не стукнуться о низкий потолок. За спиной красавицы открыта дверь и виден предбанник с оконцем и лежащей одеждой, накрытой цветастым платком. За окном — зимний день, улица, куда совсем скоро вернётся героиня, сияя чистотой.
Кустодиев создал собирательный образ русской девушки — чистой душой и телом, способной к созданию семьи и рождению детей. У его героини — искренняя живая улыбка и голубые глаза. Курносое рязанское лицо; мимо такого на улице пройдешь и не обратишь внимание, но художник разглядел, сумел показать обаяние молодой красоты. Кустодиев с его огромной наблюдательностью и вниманием к мелочам создал столько портретов-синтезов! А «Русская Венера», написанная за год до кончины мастера, сияет всеми гранями его таланта и опыта. Эта картина — очередной подвиг творца, способного сидеть ограниченное время, но духом преодолевшего немощь позвоночника!
По мнению критиков, «Русская Венера» — один из лучших образцов портретного искусства. Полотно «Русская Венера» — большого размера, 200 на 175 сантиметров. Хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
P.S. Борис Кустодиев выбрал в жёны женщину с живым умом, худощавую. Он ценил её мнение о своих полотнах. Примечателен факт: во время реставрации выяснилось, что веник дорисован к девушке почти через год после завершения картины. Так художник принял совет жены и добавил целомудреный штрих, раскрывающий характер героини.

Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни»

Фотокопия картины

Полотном «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков начал создание цикла работ об истории России. Чем эта картина примечательна? Что может дать она нам, россиянам, живущим в 21 веке? Начать стоит с исторического экскурса.
Когда в 1682 году умер царь Фёдор Алексеевич, его наследникам-племянникам, Ивану и Петру, было соответственно 16 и 10 лет. Регентское управление страной взяла на себя их сестра, Софья. Прошли годы. Пётр возмужал и женился, а регентша не спешила снять с себя полномочия. А потом подняла стрельцов на бунт против брата, будущего императора, Петра Первого. Бунт был подавлен, а Софья заточена в монастырь.
Художник переносит нас в 1698 год, на Красную площадь, и изображает Лобное место на фоне собора Василия Блаженного и Кремля. Суриков стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в минуты страшного испытания.
В центре композиции — стрельцы и их близкие. Каждый ведёт себя по-своему. Молодая женщина в богатой одежде заломила руки от горя, к ней прижался мальчик лет пяти. Рядом старуха в бессилии опустилась на землю, а подле неё стоит девочка лет четырёх в красном платке и что-то кричит. Другая молодая женщина закрыла руками лицо.
Один стрелец впал в отчаяние и опустил голову. Другой — старик — смотрит невидящим взглядом, будто не веря в происходящее. Третий — чернобородый — с напряжённым лицом собрал всю волю в кулак, чтоб с честью принять смерть. И только один рыжеволосый стрелец в красной шапке смотрит на молодого царя с ненавистью.
Царь Пётр Первый — в стороне, верхом на коне наблюдает за приготовлениями к казни. Его взгляд тоже горит ненавистью, но ещё он полон власти и силы. Между фигурами Петра и рыжего стрельца можно провести диагональ, которая показывает противостояние этих персонажей.
Трагедию момента подчеркивает и тёмный колорит картины. Это утро после дождливой осенней ночи, когда ещё не совсем рассеялся туман. Среди толпы выделяются белые рубахи осужденных и огоньки их свечей. В картине Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, в действительности изобразив лишь несколько десятков человек.
Эта картина имеет особенность: художнику дали советы два его великих современника, Л. Толстой и И. Репин. Совет Льва Николаевича: раз стрельцы держат в руках свечи всю дорогу, пока их везут на казнь, то воск оплыл и закапал руки. Это замечание Суриков благодарно принял и поправил холст. (Свечи — символ молитвы. Примечательно, что священник не присутствовал на той казни, нет его и на холсте.) А Илья Репин посоветовал коллеге добавить действия в картину, нарисовать повешенного. Художник сначала послушался и набросал фигуру, но истошный крик вошедшей служанки побудил его вернуться к начальному замыслу.
Василий Суриков — непревзойдённый мастер исторической живописи. Он никого не судит в этом полотне, а оставляет зрителю простор для размышлений. В его картинах история оживает, переставая быть скучной наукой… Шедевр Сурикова «Утро стрелецкой казни» хранится в Третьяковской галерее. Это большая картина размером 218 на 379 сантиметров.