Рафаэль — «Сикстинская Мадонна»

Изображение

Пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» говорит нам о многообразии мира, о культурных различиях. Так, с 10-го века на Руси пишут иконы Богородиц. Иконопись велика по духу, но её техника делает изображение плоским и далёким от реальных людей. В Европе лики святых писались с живой натуры объёмно; может быть, поэтому, даже спустя пятьсот лет, о «Сикстинской Мадонне» помнят, ею любуются, над её смыслом размышляют?

Немного истории. В начале XVI века Рим вёл войну с Францией за земли Северной Италии. Когда был взят город Пьяченца, папа римский Юлий II решил отблагодарить монахов за агитацию в пользу папских войск. Так для монастыря Святого Сикста был заказан заалтарный образ: Дева Мария является Святому Сиксту.

На знаменитой картине Рафаэля изображена Дева Мария, держащая на руках младенца Иисуса. Её взгляд, одновременно нежный и грустный, знающий о том, какое тяжелейшее испытание ждёт её сына в будущем. Ребёнок же полон здоровья, сил и энергии, взгляд не по возрасту умён.

Мать трепетно и нежно прижимает обнажённого младенца к себе, стараясь защитить сына от жизненных невзгод. Мадонна изображена стоящей на небесах, под её ступнями клубятся облака; это она принесла Благословение на землю. У Марии каштановые прибранные волосы, покрытые светло-коричневым платком, она одета в красное платье и синюю накидку до пят.

Ниже Мадонны на облаках изображены наблюдатели схождения Бога: слева – Папа Сикст II, справа – святая Варвара, а ещё ниже, в центре – два ангелочка. О Сиксте II известно, что он был казнён 258 году; стал покровителем рода Ровере (дуб). Кстати, к этому роду относился и Папа Юлий II — заказчик картины. Сикст одет в золотую мантию с вышитыми дубовыми листьями, у его ног лежит снятая из почтения тиара – тройная корона, символ единства Отца, Сына и Святого Духа. Он указывает рукой в сторону зрителей картины, а другая рука прижата к сердцу в знак преданности Деве Марии.

Варвара, девушка в длинном платье, смиренно опустила взгляд. Святая Варвара, жившая в III веке, уверовала во Христа втайне от отца-язычника. Она приняла пытки и смерть от руки отца и стала святой покровительницей города Пьяченце… Композицию из шести фигур обрамляет открытый занавес зеленого цвета. Занавес символизирует раскрытые Небеса и милость Бога-Отца, пославшего Сына на смерть ради спасения людей.

Новаторство художника проявилось во включении зрителя в композицию: кажется, что Мадонна, спускаясь с небес, смотрит зрителю в глаза. Первоначальное место картины было в храме, напротив большого распятия, поэтому выражения лиц и позы фигур обусловлены их сопереживанием Христу, страдающему на кресте.

Задник полотна полон облаками, но при ближайшем рассмотрении различимы головы детей. Рафаэль был привеженцем религиозного течения гностиков и считал, что ещё нерождённые души обитают на небесах.

А два ангелочка внизу картины вошли в сюжеты многих рождественских открыток и рекламных рисунков. Они написаны с двух упитанных мальчишек лет пяти и внешне отличаются от людей наличием крыльев. Ангелочки изображены лишь по грудь и обнаженными. Их равнодушные лица – символ принятия неизбежности божественного промысла: Иисусу уготован крест.

Рафаэль всегда вкладывал в свои полотна больше смысла, чем мог понять простой зритель. «Сикстинская Мадонна» — шедевр, в котором сочетаются несочетаемые явления: бренность тела и — святость духа, свойственное людям деторождение и – искупление человечества путём принесения Бога в жертву.

Всё смешалось и всё дополняет друг друга. Без тела невозможно изобразить женщину, подарившую миру Иисуса Христа, без духа нет жизни в теле… Столько эмоций и мыслей будит в зрителях это полотно! В XX веке картину критиковали интеллектуалы. Им блестяще ответила великая актриса Фаина Раневская: «Эта дама [Мадонна] столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться».

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля написана в 1514 году маслом на холсте размером 265×196 сантиметров. До 1754 года находилась в монастыре Святого Сикста пока не была куплена курфюстом Саксонии Августом Третьим. В 1943 году немецкие фашисты спрятали её в заброшенную штольню. После войны полотно искали и спасли советские солдаты, и восстановили советские реставраторы. С 1955 года картина снова хранится в галерее Дрездена.

Винсент Ван Гог, «Ночное кафе в Арле»

Художник изобразил, кафе, в котором сам часто бывал, находясь в городе Арле. Не случайно выбрано им и ночное время суток. посреди пустынной темной улицы, перед нами предстает ночное открытое кафе, залитое неестественно ярким желтым светом ламп.  Кафе наполовину пусто. это придает произведению особую атмосферу замирающей жизни в ночном городе. Камни брусчатой мостовой поблескивают в свете ламп, но улица совсем малолюдна. лишь огромные звёзды ночного неба становятся полноправными участниками ночной жизни Арле. В произведении чувствуется грусть художника. он неоднократно заказывал в этом кафе крепкие напитки, чтобы немного уйти от своего одиночества. так поступают и другие посетители ночного кафе.
***
Ссылка на изображение

Винсент Ван Гог, «Звёздная ночь»

Картина написана ярко-синим ультрамарином.  На ней изображено ночное небо над остроконечными крышами. Желтые диски звезд рассыпаются под кистью художника по всему небу миллионами бликов. Свет будто перекатывается от одной звезды к другой, благодаря чему возникает иллюзия того, что свет движется по картине самостоятельно. Яркие, закручивающиеся по спирали мазки гипнотизируют зрителя, погружая его в волшебную атмосферу звездной ночи.
Слева изображена верхушка кипариса. ее живой образ создаёт ощущение, будто дерево колышется на ветру, словно стремясь унестись вслед за танцем огромных звезд.

Борис Кустодиев, «Масленица»

Фотокопия картины

Пожалуй, у каждого человека есть воспоминание о каком-то эпизоде из жизни, переполненном счастьем. И этот заряд радости, хранящийся в памяти, способен подпитать уставшую душу и придать бодрости. Подобной «батарейкой» счастья для Бориса Кустодиева служило воспоминание о празднике масленицы. Проверим: работает ли эта «батарейка», перенесённая на холст, век спустя?
Художник трижды обращался к теме масленицы, но рассказ пойдёт о наиболее известной картине, написанной в 1916 году. За пределами России шла 1-я Мировая война, а Кустодиев боролся с болезнью – туберкулезом позвоночника. Он перенёс операцию и в инвалидном кресле начал понемногу работать.
Ещё осенью 1900-го года Кустодиев приезжал в поисках натуры в Костромскую губернию. Задержался, нашёл жену и впитал местные красоты про запас…
Зимний день клонится к закату. Пушистый снег лежит на деревьях: ни ветерка. Небо жёлто-оранжевого окраса. Солнце словно хочет задержаться и посмотреть весёлый праздник до конца. Его лучи ласкают заснеженный город и разноцветные купола церквей. В небе кружит стайка птиц. И зрителю картина открывается почти с высоты птичьего полёта.
На переднем плане – расписанные красным и зеленым цветом сани с седоками, которые мчит тройка лошадей. Их догоняют сани с впряжённой парой коней. В весёлых соревнованиях – кто быстрее и звонче проедет по улице — участвуют и другие два экипажа, расположенные дальше. Вдалеке шумит ярмарка, торгуют купцы, скрипят качели и карусели. Мелькают цветастые платки и лохматые шапки; веселье охватывает всех людей. Перед великим постом народ лакомится блинами, радуется окончанию зимы.
Кустодиев много работал и как театральный художник, поэтому он искуссно владеет приёмами: контрастная игра света и тени, использование «кулис». Полотно «Масленица» по колориту и композиции настолько декоративно, что напоминает дивную расписную шкатулку.
Картина написана по памяти и представляет обобщённый образ целой России. Жители городка здесь добры, полны достоинства и почитают традиции. И всё: люди и природа надели свои лучшие наряды. Картина-сказка, картина-мечта об идеальном народном празднике и ныне продолжает делиться отблесками счастья той патриархальной, дореволюционной России.
Полотно Кустодиева «Масленица» имеет размер 89 на 191 сантиметр, холст, масло. Хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Алексей Кондратьевич Саврасов, «Грачи прилетели»

Илья Левитан, ученик Алексея Саврасова, писал: «Саврасов создал русский пейзаж». Как ему это удалось? Тайну приоткроет известнейшая картина мастера «Грачи прилетели».
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в Москве, в семье купца. Он выстрадал право идти своим путём, вопреки желанию отца.
Художник писал этюды для полотна в селе Молвитино Костромской губернии. Картина была показана на выставке товарищества передвижников в 1871 году и сразу полюбилась публике.
Ясный весенний день. Воздух свеж и прозрачен. По голубому небу плывут рваные белые облака. Рыхлый снег, долёживающий последние деньки, хранит отпечатки птичьих следов. Окраина села, раскинувшегося на холме. На переднем плане – четыре корявые берёзы. Гонцы весны – грачи летают в воздухе и сидят на кронах деревьев. С радостным гомоном они обновляют старые гнёзда и вьют новые, нося в клювах веточки. Один грач подобрал прутик на снегу и готовится взлететь.
Дальше, за забором, виден неказистый дом, из трубы идёт дымок. Среди изб стоит церквушка и колокольня с облупившейся штукатуркой. За селом виднеется пашня с полосами нерастаявшего снега, с бурой землёю и нежно-лиловыми перелесками.
Тихая, неброская радость от обновления жизни наполняет этот удивительный холст. Именно Жизни, а не среды обитания. К этой трепетной радости от прихода весны причастны все: грачи, берёзы, невидимые обитатели жилищ и сам автор, сумевший донести своё настроение сквозь века.
В картинах Саврасова, изображающих неброскую природу России, живёт душа. И в этом – огромный вклад Алексея Кондратьевича в русский культурный код.
Полотно «Грачи прилетели» хранится в Третьяковской галерее. Размер: 62 на 49 сантиметров, холст, масло.