Иван Николаевич Крамской, «Христос в пустыне»

Изображение

Это полотно по собственному выражению художника написано «потом и кровью». Работа от набросков до окончания заняла 5 лет. За это время художник добился, чтобы у Христа, изображённого усталым и задумчивым, на картине была видна душа.

Чуть правее центра полотна изображён Иисус Христос из Назарета. Он сидит в пустыне, среди камней, а взгляд Спасителя направлен как бы внутрь себя. Его ноги босы, а пальцы рук сплетены в замок. Вся фигура Иисуса указывает на полную духовную сосредоточенность.

Каштановые волосы и небольшая борода почти сливаются с одеждой Христа. Он облачён в просторное одеяние: тёмно-красный балахон и чёрную накидку. Правую ногу накидка не покрывает. Фигура Спасителя несколько сутулится, что говорит о тяжкой ноше, принятой Мессией… Художник виртуозно обыграл масштабы. Бежевые пески представляются горами и каньонами, над которыми застыл Иисус, как некий исполин. За спиною Бого-человека раскинулось необъятное небо.

Небеса играют красками: вверху — бело-голубыми, внизу, у линии горизонта — розово-сиреневыми. Христос сидит в неярком освещении, наступает утро. Вдоль линии горизонта идут полупрозрачные тучи оттенка морской волны. Перед Иисусом находятся камни, которые, вероятно, и предлагал дьявол обратить в хлеб…

***
Картина датируется 1872 годом и хранится в Третьяковской галерее. Она — гораздо больше иллюстрации к Евангелию. Эта картина способна побудить человека делать выбор, исходя из высших принципов, а не низменных побуждений. Она напоминает нам, что Христос устоял пред дьявольскими искушениями, используя лишь силу, заключённую в Слове Божьем. Об этом повествует четвёртая глава Евангелия от Матфея, та же сила доступна для каждого человека и в наше время.

Рембрант, «Возвращение блудного сына»

Фотография картины

Есть темы, которые никого не оставят равнодушными, это: надежда, любовь и прощение. О них рассказано в притче о блудном сыне Евангелия от Луки 15 глава, стихи 11-32. Рембрандт долгие годы рисовал наброски о встрече отца с сыном. Но лишь на излёте жизни воплотил сюжет притчи в полотне, открывающем вечные смыслы.
Когда художник писал картину, он был уже вдовцом, познал бедность и предательство, поэтому его полотно на порядок выше простой иллюстрации к притче. В блудном сыне Рембрандт видел в первую очередь себя, а в отце — Бога.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек, они — свидетели воссоединения семьи. Сын, промотавший наследство, вернулся и, стоя на коленях, прячет бритую голову каторжника на животе отца. Он обращён спиной к зрителям, одет в грязные лохмотья, подпоясан верёвкой. Один башмак слетел, а у другого почти отпала подошва, обнажив заскорузлые пятки. Сын охвачен стыдом и отчаянием, а отец встречает раскаявшегося всепрощающей любовью. Старик столько ждал этого момента, что кажется: нахлынувшая радость не оставила сил на объятия. Он положил руки на спину сына и будто ощупывает его, желая убедиться, что это — не сон.
Отец одет в алый плащ — символ власти и любви. На картине его бородатое лицо светится ярче всего, что говорит о святости. Ещё, как считает искусствовед Михаил Алпатов, который назвал бы картину «Отец, прощающий блудного сына» — это признак главного героя полотна.
Встреча запечатлена на стыке двух пространств. За людьми угадывается крыльцо уютного отцовского дома, а за спиной сына подразумеваются бескрайние просторы скитаний. Вдали — сын был фаворитом друзей, пока у него были деньги для общих гулянок. Здесь — он любим отцом, руки которого, касаясь сына, будто передают ему сострадание, любовь, прощение и заботу. Всё творение художника полно отражает религиозный смысл из 15-й главы Евангелия от Луки: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» датируется 1669-м годом и хранится в Санкт-Петербурге, в музее Эрмитаж.

«Похищение Европы», Валентин Серов

Фотокопия картины

Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой. Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

На картине изображен огромный рыжий бык с длинными рогами, плывущий по морю. У него на спине сидит темноволосая девушка в чёрном платье с золотым ободком на голове. У быка на рогах цветочная гирлянда; он повернул голову, чтобы посмотреть на девушку. вокруг него пенится вода, и рядом подпрыгивают дельфины, они темно-синие с белыми животами. Горизонтали неба и моря как бы взрыты поднимающимися волнами. Море неспокойно, оно вздымает валы. Дельфины повторяют движение плывущего Зевса, чем усиливают динамику композиции. Вода в море серо-голубая с темно-синими вкраплениями, небо серо-голубого цвета.
Создается ощущение, что еще немного, и полотно начнёт двигаться, волны станут перекатываться, бык стремительно поплывет к горизонту, а дельфины окунуться и снова выпрыгнут из воды.
***
Полотно создано в 1910 г.

«Демон сидящий», Михаил Врубель

Фотокопия картины

На картине изображен герой поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Черноволосый юноша сидит, подтянув колени к себе и опираясь на них локтями, на фоне лилового неба. Ладони напряженно сцеплены, пальцы заломлены в нервном жесте. Юноша по пояс обнажен, на ногах голубое одеяние. Он мускулистый, с темными длинными, до плеч, черными волосами. Взгляд его больших и глубоких глаз устремлен вдаль. Глаза — это то, что объединяет всех героев картин Врубеля. Чаще всего они большие, темные, бездонные и печальные. Вся поза и выражение лица Демона говорит о печали, скорби, тоске, которые он испытывает.
Очень примечательна и самобытна техника, в которой написана картина. Её называют «кристаллический рисунок», потому что полотно состоит как будто из квадратных, прямоугольных, ромбовидных граней. Скала, которая находится справа от Демона, вся состоит из таких мерцающих серых и серо-розовых кристаллов. Эта своеобразная техника придает картине не угловатость, но рельефность, заостренность. Основные тона картины — сине-лиловые. Эмоции, возникающие при созерцании этой картины — тоска, меланхолия, скорбь.
***
Картина создана в 1890 г.

«Сострадание», Уильям Блейк

Фотокопия картины

Уильям Блэйк — поэт, философ, художник, очень нестандартная личность в истории искусств. С раннего детства он видит ангелов и Херувимов, о чем пишет в своих дневниках. На ряду со светлыми созданиями, ему мерещатся и инфернальные существа. Видения сопровождают его всю жизнь и влияют на его творчество, довольно мрачное, загадочное и символичное.
Рисунок иллюстрирует отрывок из пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира, где герой размышляет о смерти Дункана:
«И сострадание, как нагой младенец,
Несомый ветром, или херувим
На скакуне незримом и воздушном
Пахнет ужасной вестью всем в глаза
И бурю ливень слез прибьет к земле».
Картина написана в довольно мрачных тонах; фон очень темный, почти чёрный. Темноволосая женщина лежит на земле, до груди накрытая голубой тканью, руки сцеплены в замок, пальцы переплетены. На лице у женщины гримаса страдания. Над ней на фоне темного неба с черно-синими грозовыми тучами пролетают две женщины, сидящие на конях. одна с распростертыми руками, вид со спины. Другая женщина с темными развивающимися на ветру волосами повернута лицом к нам. Она держит нагого младенца, который похож больше не на ребенка, а на уменьшенного взрослого человека с простертыми к ней руками.
Большая часть картины темно-синяя, на контрасте выделяются фигуры белых лошадей со всадниками и лежащей на земле женщиной.
***
Картина создана около 1795 г.