Николай Пиманенко, «Сенокос»

изображениеПеред нами картина русского художника Николая Пиманенко «Сенокос». Жаркий летний день в самом разгаре, и от картины словно веет знойным солнцем. На переднем плане изображена русская женщина с граблями в руках. Она убирает высохшее сено. Волосы ее подобраны алым платком, на теле – традиционная льняная белая рубаха с вышивкой на просторных рукавах. Сверху рубахи бордовая юбка и передник василькового цвета. За женщиной – телега с большим стогом сена. Сверху инструментом сено укладывает еще одна работница в белой национальной рубахе и платке. В телегу запряжены две коровы. Одна – светло-коричневая, другая – темно-коричневая. Они покорно ждут, когда стог будет прочно закреплен и можно будет отправляться его вывозить. На заднем плане — деревенские жители. Они также увлечены сенокосом. Здесь и русский мужик в рубахе, шароварах и соломенной шляпе, и женщины в национальных одеждах, и густой зеленый лес,где-то вдали сливающийся со звеняще-голубым небом. По большим стогам сложенного сена можно судить о том, что на сенокос собралась вся деревня. Автор будто увлекает нас в этот знойный день помогать жителям окрестных сёл, и мы чувствуем, как на лбу появляются капельки пота. А на заднем плане справа – небольшой водоем. Так и хочется после знойного летнего рабочего дня окунуться в его прохладу и насладиться отдыхом.

Исаак Левитан, «Весна в Италии»

изображениеКартину «Весна в Италии» Исаак Левитан написал в 1890году.
Всматриваясь в полотно картины, проникаешься чувством очарования, которое передаёт нам через кисти художник. Весна творит чудеса не только для природы, но и в душе каждого человека. Но самое главное, что привлекает внимание в картине – это природа в долине, дождавшаяся долгожданного прихода весны. Долина, озарённая солнцем, расцветает, перевоплощается, благоухает новыми цветениями, радуясь тёплым солнечным лучам.
Нежно-голубое небо говорит нам о том, что метелей уже не предвидится, весна законно вступает в свои права. В горах шапкой ещё лежит, искрясь на солнце, белый снег, который придаёт пейзажу светлость. Он первый, кто встречает переливы солнечных лучей, впитывая и отражая их тепло.
На невысоких холмах долины уже виднеется зелень, которую солнце не обделило своим вниманием. Очень красиво передано цветение деревьев в долине. Нежно-розовые миндальные деревья светятся таинственным сиянием, они воздушны, как облака в небе. Когда всматриваешься в их красоту, укутанную нежной вуалью цветов, создаётся ощущение излучения тонкого благоухания, которым хочется наслаждаться.
Пейзаж наполнен светом, который передаёт настоящее ощущение весны и присутствие её свежего дыхания. Картина выглядит воздушной, наполненной оптимизмом и спокойствием, рассказывающим о воскрешении природы.

Николай Богданов-Бельский, «Гости учительницы»

изображениеКартина показывает бытовую сцену из жизни крестьянских детей и их учительницы.
   Действие происходит посреди живописных зеленых насаждений. На заднем плане мы видим стволы деревьев, кроны которых как куполом укрывают главных персонажей картины. на заднем плане практически сплошным забором тянутся кусты благоухающей сирени. За деревьями проходит широкая тропа, идущая вдаль, разделяя кусты сирени напополам. На переднем плане, под куполом крон деревьев, стоит красивый деревянный резной с росписью стол. Его ножки покрыты красными узорами.Нижняя часть столешницы тоже украшена узорами, очень напоминающими хохломскую роспись — на черном фоне переплетения красного и золотого.
    Стол покрыт светлой скатертью и окружен справа скамьей из светлого дерева, слева — стульями, тоже деревянными, но их цвет насыщеннее.
    Главные персонажи этой картины сидят за столом. Вот молодая красивая учительница с золотистыми волосами, немного выглядывающими из-под яркого с красивыми узорами платка. Платок ее завязан на затылке сзади. Глаза устремлены вниз. Щёки покрыты румянцем. Губы застыли в полуулыбке. Ее шея обнажена. На женщине белая блузка и кофта розовато-коричневого оттенка. Одной рукой она держит вентиль золоченого самовара, который расположился на столе чуть левее от центра. Другой рукой героиня картины прикоснулась к фарфоровой чашечке на блюдце, стоящей на столе. Учительница разливает чай.
    По центру стола рядом  с самоваром разложены аппетитные баранки, а вокруг них расставлены прозрачные стаканы — пустые и наполовину наполненные чаем, блюдечко с кусковым сахаром, фарфоровые чашки и блюдца.
    Справа на картине, рядом с учительницей и ближе к нам, сидят два крестьянских мальчика и пьют чай из блюдечек, держа их обеими руками. Взгляды их светлых, скорее всего голубых, глаз устремлены куда-то вперёд. Мальчики задумчивы и молчаливы. Головки у них русые. У младшего мальчика, который ближе всего к нам, совсем светлая шевелюра. Мы видим их босые ноги под столом. Ножки учительницы в аккуратных черных туфельках с ремешком. Младший мальчик одет в  рубаху по колено — красную в белый горох. Одежду старшего мальчика мы не можем разглядеть.
    За учительницей сидит девочка в бирюзовом с цветами платке, завязанном под подбородком. Одежда на ней бордовых оттенков, но точно определить нельзя, так как обзор закрывает рука учительницы на вентиле  самовара. Взгляд девочки очень печальный. Она смотрит на чай, льющийся из самовара. Почему-то ей очень грустно.
    Рядом с девочкой, по левую сторону от самовара, сидит совсем малышка в светлом цветастом платке. Мы видим только ее лицо и руки, держащие блюдце у рта. Она пьет чай, взгляд направлен в блюдце. Она увлечена чаепитием.
    Рядом с ней сидит еще одна девочка. она, похоже, самая старшая. На ней розоватый платок с синими узорами, длинное синее платье с красными полосами. Платочки у всех девочек завязаны под подбородком. Она пьет чай из блюдца, держа его обеими руками. Взгляд синих глаз устремлен куда-то вперед. Девочка задумчива.
    Слева на стуле сидит мальчишка с русыми волосами и темными, похоже карими, глазами. Ребрами ладошек он уперся в стол. Он тоже держит блюдце двумя руками и пьет чай. На нем алая рубаха с синими мазками, похожими на цветы, буро-синие штаны ниже колена.
    Общая атмосфера картины немного печальная. Дети задумчивы и грустны. Учительница же добродушна и пытается хоть чем-то помочь этим детишкам.

Михаил Врубель, «Пан»

ИзображениеПеред нами знаменитая картина Михаила Врубеля «Пан», написанная им в 1899 году на Орловщине в имении М.Тенишевой, известного русского мецената. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса «Святой сатир». В картине «Пан» эллинский козлоногий бог превращается в русского лешего.
На переднем плане художник написал странное существо из русской сказки, с добрыми, бездонными, голубыми, влюблёнными в жизнь глазами.
Позади вечерний пейзаж – сумерки. Ещё синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой речки, а в густой мгле за тёмным частоколом старого бора встаёт молодой золотистый месяц, который освещает берег и само существо, сидящее перед нами. Легкий ветерок трогает листву берёз, тишина завораживает…
Человек или леший смотрит на нас сверкающими родниковой свежестью глазами? Седая борода, космы растрёпаных волос, кустистые брови, два мощных чёрных рога на широком лбу, могучие, жилистые руки с длинными узловатыми, словно сучья, пальцами и заросшее густой шерстью ниже пояса тело и ноги, имеющие вид козлиных. Он кажется проросшим из берёзового пня. Существо сидит на земле, опираясь одной рукою на своё колено, а в другой держа пастушью многоствольную флейту – музыкальный инструмент, состоящий из скреплённых между собой нескольких пустотелых трубочек разной длины и толщины, верхние концы трубочек открыты, нижние – закрыты.
Фантастическую окраску обретает характерный русский пейзаж. Фигура и окружающая его природа составляют единство и могут превращаться друг в друга. Врубель снимает перегородки между живым и неживым, между человеком и лесными тварями, стихиями и всем, что наполняет землю, воды и небо. Единая, общая жизнь во всём. Леший — душа и тело этих перелесков и тонкой равнины, завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская глубина его глаз говорит о какой-то древнейшей мудрости, чуждой сознанию.

Маргарет Кин, «И малое дитя будет водить их»

ИзображениеМаргарет Кин — американская художница, получившая известность благодаря портретам женщин и детей, отличительной чертой которых являются преувеличенно большие глаза.
На картине изображена лужайка, покрытая зеленой травой. Над ней голубое небо, по которому плывут белые облака. В центральной верхней части картины видны лучи солнца. На поляне стоит мальчик и несколько животных.
Мальчик лет четырёх стоит в центре картины. Он одет в светло-желтую футболку и жёлто-оранжевые шорты-комбинезон. На босых ногах — шлепанцы тёмного цвета. У мальчика темно-коричневые, почти чёрные волосы и большие выразительные тёмные глаза. Он смотрит прямо на нас и улыбается.
Слева от мальчика стоит большой лев. Лев покрыт светло-коричневой шерстью. У него пышная светло-коричневая грива. Пасть полуоткрыта так, что кажется, будто лев улыбается. У него необычно большие глаза и он смотрит прямо на нас. Он стоит спокойно и в его позе нет угрозы. Мальчик положил левую руку ему на загривок.
Слева от льва, немного позади него, стоит ягнёнок. У него белая шерсть. Уши опущены вниз. У него необычно большие тёмные глаза. Он смотрит прямо на нас.
Справа от мальчика стоит козленок. Он покрыт чёрной шерстью с небольшими участками светлой шерсти на лбу и вокруг глаз. Мальчик держит правую руку над ним.
Немного правее стоит рыжий теленок. Позади телёнка — леопард. Его светло-коричневая шерсть покрыта темными пятнами. Некоторые пятна по форме напоминают цветы. Его хвост опущен вниз, кончик хвоста загнут вверх. У леопарда коричнево-светло-зеленые глаза. Он смотрит на нас. Пасть приоткрыта так, будто он улыбается.
Сзади к леопарду приближается волк. Его левая передняя лапа немного отставлена назад. Он покрыт светло-серой шерстью. Хвост поднят вверх и загнут крючком. Острые уши подняты. Светло-зеленые глаза смотрят на нас. Пасть приоткрыта в улыбке.
В правом нижнем углу картины, справа от теленка, спереди от волка из травы выглядывает розовый поросёнок. Его уши опущены. Он смотрит прямо перед собой. Его короткие ножки почти полностью скрыты травой.
Картина иллюстрирует слова из библейской книги Исайи:
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их».