«Похищение Европы», Валентин Серов

Фотокопия картины

Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой. Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

На картине изображен огромный рыжий бык с длинными рогами, плывущий по морю. У него на спине сидит темноволосая девушка в чёрном платье с золотым ободком на голове. У быка на рогах цветочная гирлянда; он повернул голову, чтобы посмотреть на девушку. вокруг него пенится вода, и рядом подпрыгивают дельфины, они темно-синие с белыми животами. Горизонтали неба и моря как бы взрыты поднимающимися волнами. Море неспокойно, оно вздымает валы. Дельфины повторяют движение плывущего Зевса, чем усиливают динамику композиции. Вода в море серо-голубая с темно-синими вкраплениями, небо серо-голубого цвета.
Создается ощущение, что еще немного, и полотно начнёт двигаться, волны станут перекатываться, бык стремительно поплывет к горизонту, а дельфины окунуться и снова выпрыгнут из воды.
***
Полотно создано в 1910 г.

«Демон сидящий», Михаил Врубель

Фотокопия картины

На картине изображен герой поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Черноволосый юноша сидит, подтянув колени к себе и опираясь на них локтями, на фоне лилового неба. Ладони напряженно сцеплены, пальцы заломлены в нервном жесте. Юноша по пояс обнажен, на ногах голубое одеяние. Он мускулистый, с темными длинными, до плеч, черными волосами. Взгляд его больших и глубоких глаз устремлен вдаль. Глаза — это то, что объединяет всех героев картин Врубеля. Чаще всего они большие, темные, бездонные и печальные. Вся поза и выражение лица Демона говорит о печали, скорби, тоске, которые он испытывает.
Очень примечательна и самобытна техника, в которой написана картина. Её называют «кристаллический рисунок», потому что полотно состоит как будто из квадратных, прямоугольных, ромбовидных граней. Скала, которая находится справа от Демона, вся состоит из таких мерцающих серых и серо-розовых кристаллов. Эта своеобразная техника придает картине не угловатость, но рельефность, заостренность. Основные тона картины — сине-лиловые. Эмоции, возникающие при созерцании этой картины — тоска, меланхолия, скорбь.
***
Картина создана в 1890 г.

«Сострадание», Уильям Блейк

Фотокопия картины

Уильям Блэйк — поэт, философ, художник, очень нестандартная личность в истории искусств. С раннего детства он видит ангелов и Херувимов, о чем пишет в своих дневниках. На ряду со светлыми созданиями, ему мерещатся и инфернальные существа. Видения сопровождают его всю жизнь и влияют на его творчество, довольно мрачное, загадочное и символичное.
Рисунок иллюстрирует отрывок из пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира, где герой размышляет о смерти Дункана:
«И сострадание, как нагой младенец,
Несомый ветром, или херувим
На скакуне незримом и воздушном
Пахнет ужасной вестью всем в глаза
И бурю ливень слез прибьет к земле».
Картина написана в довольно мрачных тонах; фон очень темный, почти чёрный. Темноволосая женщина лежит на земле, до груди накрытая голубой тканью, руки сцеплены в замок, пальцы переплетены. На лице у женщины гримаса страдания. Над ней на фоне темного неба с черно-синими грозовыми тучами пролетают две женщины, сидящие на конях. одна с распростертыми руками, вид со спины. Другая женщина с темными развивающимися на ветру волосами повернута лицом к нам. Она держит нагого младенца, который похож больше не на ребенка, а на уменьшенного взрослого человека с простертыми к ней руками.
Большая часть картины темно-синяя, на контрасте выделяются фигуры белых лошадей со всадниками и лежащей на земле женщиной.
***
Картина создана около 1795 г.

«Офелия», Эбер Антуан Огюст Эрнест

На портрете изображена Офелия — героиня трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет».
У Офелии длинные светло-бежевые волнистые волосы, в которые вплетены цветы и листья вьюна — сердцевидные листочки и белые цветки-конусы. Лицо у героини почти белое, вытянутой формы. Очень крупные серые глаза и немного сдвинутые резкие коричневые брови, отчего её взгляд кажется недоверчивым, диковатым и подозрительным. Прямой нос греческого типа, маленький рот с ярко алыми губами.
Фон портрета очень темный, в некоторых местах совсем черные, кое-где изумрудно-зеленый, отчего сама Офелия кажется светящейся. Вообще свет падает на верхнюю часть ее головы и лоб, а к низу меркнет. Довольно нестандартное представление известной шекспировской героини.
***
Картина написана в 1910 г.

Суриков, «Переход Суворова через Альпы»

Художник дописал эту картину в 1899 году, к столетию итальянского похода Суворова. Произведение посвящено теме героизма русских воинов при выполнении союзнических обязательств. После побед над французскими войсками на территории Италии Суворов планировал войти во Францию и нанести поражение Наполеону. Но союзники, Англия и Австрия, потребовали сначала очистить от французов Швейцарию. «Меня погнали в Швейцарию, чтобы уничтожить», — сокрушался Суворов. Союзники не исполнили свои обязательства по обеспечению провиантом и вьючными животными. Кроме того, австрийцы не пришли в условленное время для совместного сражения, и весь удар наполеоновской армии приняли на себя русские воины. Как удалось выдержать и победить? Поищем ответы в картине.
Композиция полотна вертикальная. Зрителю открываются горы, покрытые снегом, низкие облака и крутой склон. Живописец рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность перехода и героизм солдат. Главное на полотне — движение. Оно начинается вдали и нарастает, приближаясь к переднему плану. Передняя группа воинов показана в момент стремительного спуска как с горки в детстве.
У самого края Александр Васильевич Суворов, в синем плаще-накидке и с непокрытой головой. Еле сдерживая белого коня на краю пропасти, он шутит, ободряя воинов. Сколько энергии и харизмы в облике седого и худенького всадника-полководца! (В детстве Саша был хилым, часто болел, но великая цель, закалка и талант от Бога сделали его непобедимым.) Несколько солдат смеются в ответ, идущие за ними — прислушиваются, но передняя группа сосредоточена лишь на спуске.
Художник точно воссоздает эпоху в деталях: мундиры, оружие. На головах большинства воинов треуголки, у некоторых — шлемы, а у казаков — папахи. Чёрные сапоги и плащи-накидки. Видна пушка, винтовки — на плече или в руках, направлены штыками вверх, сабли у пояса. Барабанщик спускается, оберегая инструмент от повреждений. Выделяется совсем седой старый солдат, раньше рекруты служили 25 лет и многие оставались на сверхсрочную. Замечательно проработаны лица воинов: подмечено, как по разному люди переживают это испытание, но все стремятся выжить в переходе и победить.
Эта картина «Переход Суворова через Альпы» показывает лучшие черты характера русского воина: храбрость, мужество, терпение, способность действовать как единая сила, идя за достойным руководителем… Русские солдаты впервые были в горах и прошли труднейшим путём ради освобождения швейцарцев. За 17 дней похода погибли семь тысяч наших воинов, а сам Александр Васильевич Суворов умер в следующем, 1800-м году, едва вернувшись на Родину.