Иван Николаевич Крамской, «Христос в пустыне»

Изображение

Это полотно по собственному выражению художника написано «потом и кровью». Работа от набросков до окончания заняла 5 лет. За это время художник добился, чтобы у Христа, изображённого усталым и задумчивым, на картине была видна душа.

Чуть правее центра полотна изображён Иисус Христос из Назарета. Он сидит в пустыне, среди камней, а взгляд Спасителя направлен как бы внутрь себя. Его ноги босы, а пальцы рук сплетены в замок. Вся фигура Иисуса указывает на полную духовную сосредоточенность.

Читать далее Иван Николаевич Крамской, «Христос в пустыне»

Рембрант, «Возвращение блудного сына»

Изображение

Есть темы, которые никого не оставят равнодушными, это: надежда, любовь и прощение. О них рассказано в притче о блудном сыне Евангелия от Луки 15 глава, стихи 11-32. Рембрандт долгие годы рисовал наброски о встрече отца с сыном. Но лишь на излёте жизни воплотил сюжет притчи в полотне, открывающем вечные смыслы.

Когда художник писал картину, он был уже вдовцом, познал бедность и предательство, поэтому его полотно на порядок выше простой иллюстрации к притче. В блудном сыне Рембрандт видел в первую очередь себя, а в отце — Бога.

Читать далее Рембрант, «Возвращение блудного сына»

«Похищение Европы», Валентин Серов

Изображение

Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой. Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

Читать далее «Похищение Европы», Валентин Серов

«Демон сидящий», Михаил Врубель

Фотокопия картины

На картине изображен герой поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Черноволосый юноша сидит, подтянув колени к себе и опираясь на них локтями, на фоне лилового неба. Ладони напряженно сцеплены, пальцы заломлены в нервном жесте. Юноша по пояс обнажен, на ногах голубое одеяние. Он мускулистый, с темными длинными, до плеч, черными волосами. Взгляд его больших и глубоких глаз устремлен вдаль. Глаза — это то, что объединяет всех героев картин Врубеля. Чаще всего они большие, темные, бездонные и печальные. Вся поза и выражение лица Демона говорит о печали, скорби, тоске, которые он испытывает.
Очень примечательна и самобытна техника, в которой написана картина. Её называют «кристаллический рисунок», потому что полотно состоит как будто из квадратных, прямоугольных, ромбовидных граней. Скала, которая находится справа от Демона, вся состоит из таких мерцающих серых и серо-розовых кристаллов. Эта своеобразная техника придает картине не угловатость, но рельефность, заостренность. Основные тона картины — сине-лиловые. Эмоции, возникающие при созерцании этой картины — тоска, меланхолия, скорбь.
***
Картина создана в 1890 г.

«Сострадание», Уильям Блейк

Фотокопия картины

Уильям Блэйк — поэт, философ, художник, очень нестандартная личность в истории искусств. С раннего детства он видит ангелов и Херувимов, о чем пишет в своих дневниках. На ряду со светлыми созданиями, ему мерещатся и инфернальные существа. Видения сопровождают его всю жизнь и влияют на его творчество, довольно мрачное, загадочное и символичное.
Рисунок иллюстрирует отрывок из пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира, где герой размышляет о смерти Дункана:
«И сострадание, как нагой младенец,
Несомый ветром, или херувим
На скакуне незримом и воздушном
Пахнет ужасной вестью всем в глаза
И бурю ливень слез прибьет к земле».
Картина написана в довольно мрачных тонах; фон очень темный, почти чёрный. Темноволосая женщина лежит на земле, до груди накрытая голубой тканью, руки сцеплены в замок, пальцы переплетены. На лице у женщины гримаса страдания. Над ней на фоне темного неба с черно-синими грозовыми тучами пролетают две женщины, сидящие на конях. одна с распростертыми руками, вид со спины. Другая женщина с темными развивающимися на ветру волосами повернута лицом к нам. Она держит нагого младенца, который похож больше не на ребенка, а на уменьшенного взрослого человека с простертыми к ней руками.
Большая часть картины темно-синяя, на контрасте выделяются фигуры белых лошадей со всадниками и лежащей на земле женщиной.
***
Картина создана около 1795 г.