Борис Кустодиев, «Масленица»

Фотокопия картины

Пожалуй, у каждого человека есть воспоминание о каком-то эпизоде из жизни, переполненном счастьем. И этот заряд радости, хранящийся в памяти, способен подпитать уставшую душу и придать бодрости. Подобной «батарейкой» счастья для Бориса Кустодиева служило воспоминание о празднике масленицы. Проверим: работает ли эта «батарейка», перенесённая на холст, век спустя?
Художник трижды обращался к теме масленицы, но рассказ пойдёт о наиболее известной картине, написанной в 1916 году. За пределами России шла 1-я Мировая война, а Кустодиев боролся с болезнью – туберкулезом позвоночника. Он перенёс операцию и в инвалидном кресле начал понемногу работать.
Ещё осенью 1900-го года Кустодиев приезжал в поисках натуры в Костромскую губернию. Задержался, нашёл жену и впитал местные красоты про запас…
Зимний день клонится к закату. Пушистый снег лежит на деревьях: ни ветерка. Небо жёлто-оранжевого окраса. Солнце словно хочет задержаться и посмотреть весёлый праздник до конца. Его лучи ласкают заснеженный город и разноцветные купола церквей. В небе кружит стайка птиц. И зрителю картина открывается почти с высоты птичьего полёта.
На переднем плане – расписанные красным и зеленым цветом сани с седоками, которые мчит тройка лошадей. Их догоняют сани с впряжённой парой коней. В весёлых соревнованиях – кто быстрее и звонче проедет по улице — участвуют и другие два экипажа, расположенные дальше. Вдалеке шумит ярмарка, торгуют купцы, скрипят качели и карусели. Мелькают цветастые платки и лохматые шапки; веселье охватывает всех людей. Перед великим постом народ лакомится блинами, радуется окончанию зимы.
Кустодиев много работал и как театральный художник, поэтому он искуссно владеет приёмами: контрастная игра света и тени, использование «кулис». Полотно «Масленица» по колориту и композиции настолько декоративно, что напоминает дивную расписную шкатулку.
Картина написана по памяти и представляет обобщённый образ целой России. Жители городка здесь добры, полны достоинства и почитают традиции. И всё: люди и природа надели свои лучшие наряды. Картина-сказка, картина-мечта об идеальном народном празднике и ныне продолжает делиться отблесками счастья той патриархальной, дореволюционной России.
Полотно Кустодиева «Масленица» имеет размер 89 на 191 сантиметр, холст, масло. Хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Алексей Кондратьевич Саврасов, «Грачи прилетели»

Илья Левитан, ученик Алексея Саврасова, писал: «Саврасов создал русский пейзаж». Как ему это удалось? Тайну приоткроет известнейшая картина мастера «Грачи прилетели».
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в Москве, в семье купца. Он выстрадал право идти своим путём, вопреки желанию отца.
Художник писал этюды для полотна в селе Молвитино Костромской губернии. Картина была показана на выставке товарищества передвижников в 1871 году и сразу полюбилась публике.
Ясный весенний день. Воздух свеж и прозрачен. По голубому небу плывут рваные белые облака. Рыхлый снег, долёживающий последние деньки, хранит отпечатки птичьих следов. Окраина села, раскинувшегося на холме. На переднем плане – четыре корявые берёзы. Гонцы весны – грачи летают в воздухе и сидят на кронах деревьев. С радостным гомоном они обновляют старые гнёзда и вьют новые, нося в клювах веточки. Один грач подобрал прутик на снегу и готовится взлететь.
Дальше, за забором, виден неказистый дом, из трубы идёт дымок. Среди изб стоит церквушка и колокольня с облупившейся штукатуркой. За селом виднеется пашня с полосами нерастаявшего снега, с бурой землёю и нежно-лиловыми перелесками.
Тихая, неброская радость от обновления жизни наполняет этот удивительный холст. Именно Жизни, а не среды обитания. К этой трепетной радости от прихода весны причастны все: грачи, берёзы, невидимые обитатели жилищ и сам автор, сумевший донести своё настроение сквозь века.
В картинах Саврасова, изображающих неброскую природу России, живёт душа. И в этом – огромный вклад Алексея Кондратьевича в русский культурный код.
Полотно «Грачи прилетели» хранится в Третьяковской галерее. Размер: 62 на 49 сантиметров, холст, масло.

Виктор Михайлович Васнецов, «Три богатыря»

Изображение

Немало русских художников 19-го века увлекались темой народной культуры. Но лишь для Васнецова фольклор стал основой большинства полотен. Его картина «Три богатыря» — настоящий шедевр и символ народного искусства. Недаром художник трудился над ней 17 лет!

Читать далее Виктор Михайлович Васнецов, «Три богатыря»

Валентин Серов, «Девочка с персиками»

Изображение

Есть картины, которыми хочется любоваться снова и снова. И эти слова полностью подходят к произведению Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». Чем же оно так притягивает ценителей живописи?

Летом 1887 года художник гостил у известного мецената — Саввы Мамонтова. И Серов попросил позировать ему дочь хозяина — Веру. Спустя три месяца картина была готова. Вся она пронизана светом, лёгкостью, обаянием детства.

Читать далее Валентин Серов, «Девочка с персиками»

Пабло Пикассо, «Завтрак слепого»

Фотокопия картины

Худощавый мужчина с тёмными короткими волосами сидит за столом. У него на голове темно-синяя кепка, такого же цвета бесформенная кофта, на шее синий платок. Лицо мужчины повернуто в профиль, вместо глаз у него серые впадины, у него длинный прямой нос, поджатые губы и печальное выражение лица.
На столе перед ним съезжающая вниз светлая скатерть, пустая миска и коричневый кувшин. Мужчина одной рукой тянется к кувшину, в другой держит небольшой кусок хлеба. Картина написана в очень мрачных синих тонах.

Картину «Завтрак слепого» Пабло Пикассо написал в 1903 году, когда ему было всего 22 года. Данная картина создана в ранний период творчества испанского художника. Период с 1901 по 1905 год творчества испанского гения критики назвали «голубым», так как в это время в работах Пикассо преобладал синий цвет, который он называл «цветом всех цветов».

В творениях «голубого периода» чаще всего изображены бедняки, нищие, одинокие и обездоленные люди. Данная тематика была очень популярна среди художников проживающих и творящих в Испании. Картина «Завтрак слепого», является характерной работой для раннего Пикассо, где в центре всегда стоит человек в окружении разных предметов и внутренних переживаний. С помощью тонких деталей, художник пытается передать зрителю меланхоличные, а местами и трагичные эмоции.
Главное внимание в работе «Завтрак слепого», сосредоточено на слепом человеке изображенного синими красками, который пытается правой рукой нащупать ярко коричневый кувшин с вином, символизирующий христианство. В левой руке у него маленький кусок хлеба, а на столе стоит пустая миска.
Худощавое вытянутое тело, длинные чувствительные пальцы, бедный стол в полной мере передают беспомощность, обреченность и страдание.
Усугубляет трагизм картины, глаза человека вместо которых, изображены две серых впадины. Картина заставляет зрителя почувствовать ту беспомощность и обреченность слепого человека, который живет в бедноте и полном одиночестве.
На написание такой печальной картины, художника безусловно подвигла, его бедная жизнь в Барселоне, так что в этом унылом образе слепого и бедного человека художник видел себя и пытался передать собственные эмоции и переживания, подчеркивает столь глубокие эмоции синий холодный цвет.