Борис Кустодиев, «Русская Венера»

Изображение

Наверное, все, кому за 40, помнят как в школьные годы нам внушали: «бытие определяет сознание». А также: «в здоровом теле — здоровый дух». Напротив, о том, что дух и сознание преобладают над любыми обстоятельствами, свидетельствует эта удивительная картина. Как же удалось русскому художнику создать одновременно очень эротичное и целомудренное полотно?

Борис Кустодиев родился в 1878 году и застал патриархальную жизнь русской провинции с ярмарками, церковными праздниками и масленицей. Эти радостные воспоминания детства и молодости он сохранил и в зрелости. «Русская Венера» была написана в Петрограде 1926 года на обороте картины «На террасе», поскольку нового холста не нашлось. Кустодиеву позировала дочь, но лицо героини он придумал. Художник тяжко болел туберкулезом позвоночника, но картина несёт только свет и радость!

Читать далее Борис Кустодиев, «Русская Венера»

Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни»

Изображение

Полотном «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков начал создание цикла работ об истории России. Чем эта картина примечательна? Что может дать она нам, россиянам, живущим в 21 веке? Начать стоит с исторического экскурса.

Читать далее Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни»

Иван Николаевич Крамской, «Христос в пустыне»

Изображение

Это полотно по собственному выражению художника написано «потом и кровью». Работа от набросков до окончания заняла 5 лет. За это время художник добился, чтобы у Христа, изображённого усталым и задумчивым, на картине была видна душа.

Чуть правее центра полотна изображён Иисус Христос из Назарета. Он сидит в пустыне, среди камней, а взгляд Спасителя направлен как бы внутрь себя. Его ноги босы, а пальцы рук сплетены в замок. Вся фигура Иисуса указывает на полную духовную сосредоточенность.

Читать далее Иван Николаевич Крамской, «Христос в пустыне»

Рембрант, «Возвращение блудного сына»

Изображение

Есть темы, которые никого не оставят равнодушными, это: надежда, любовь и прощение. О них рассказано в притче о блудном сыне Евангелия от Луки 15 глава, стихи 11-32. Рембрандт долгие годы рисовал наброски о встрече отца с сыном. Но лишь на излёте жизни воплотил сюжет притчи в полотне, открывающем вечные смыслы.

Когда художник писал картину, он был уже вдовцом, познал бедность и предательство, поэтому его полотно на порядок выше простой иллюстрации к притче. В блудном сыне Рембрандт видел в первую очередь себя, а в отце — Бога.

Читать далее Рембрант, «Возвращение блудного сына»

«Похищение Европы», Валентин Серов

Изображение

Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой. Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

Читать далее «Похищение Европы», Валентин Серов