Видео: Семейная пара за 26 лет восстановила тропический лес

Надпись в кадре: Семейная пара за 26 лет восстановила тропический лес.
Счастливая семейная пара – загорелый коренастый мужчина с короткими тёмными, слегка вьющимися волосами, в футболке камуфляжной окраски, рядом женщина в серой блузке, у неё тёмные волосы по плечи. Они что-то радостно рассказывают… Вид на тропический лес сверху… Вдалеке в синеватой дымке виднеются горы.

Надпись в кадре: В 1991 году Памела Гейл Малхотра со своим мужем выкупили 20 гектар в Индии.
Счастливая пара: мы видим череду их свадебных фотографий и фото из жизни – на фоне природы, в окружении тропических лесов.

Надпись в кадре: Это была заброшенная земля на территории вырубленных лесов.
Женщина с палкой в руке идёт по участку. Участок почти пустынный, с небольшими группами редких деревьев и кустарников. Пожар, в небе – клубы дыма на фоне проносящихся облаков, беспокойно кружат птицы.

Надпись в кадре: Памела и Анил придумали свои принципы.
Супруги идут по участку, с палками в руках, в полевых одеждах. Вид на участок сверху, с высоты птичьего полёта. Редкие кустарники, далее показан первозданный лес – тот, который должен был бы здесь расти, если бы не было рубок и пожаров.
Надпись в кадре: Первый принцип – приобретение и рекультивация земель. Злаки с «пушистыми» соцветиями едва покачиваются от ветра. Человек бережно проводит рукой по траве, кто-то рядом изучает растения. Вид сверху на тропический лес.

Надпись в кадре: Второй – спасение, реабилитация и заселение исчезнувших с территории животных. В кадре – небольшая речка в тропическом лесу, на мокрые камни выползает краб. На дереве сидит бабочка со светлыми крыльями с едва заметными округлыми пятнами. На дереве – в полумраке ночи – птица с удлинённым, раздвоенным в виде вилочки хвостом. Женщина в лесу привязывает оборудование к стволу дерева.

Надпись в кадре: Третий – оповещение местных жителей о проблеме вымирания местных видов. В ночном лесу поблёскивают глаза зверька. Женщина, похоже, даёт интервью, что-то рассказывает. Чёрно-белый кадр – охотник с ружьём в руках осторожно пробирается вглубь леса. Женщина идёт по участку, окружённому небольшими деревьями и кустарниками.

Надпись в кадре: Год за годом они последовательно восстанавливали флору и фауну. Пара на фоне залитой солнцем и слегка пожелтевшей травы, на участке в виде большой поляны. Супруги удаляются, направляются в леса. Вид на тропический лес сверху.

Надпись в кадре: Сегодня заповедник SAI занимает больше одного квадратного километра. Среди деревьев – две таблички с информацией о заповеднике: пониже, в рамке, с крупной надписью на английском языке и сверху, поменьше, скрытая в зелени листьев, – на местном индийском языке. Вид сверху на лесной массив и домик. Женщина и мужчина поодаль друг от друга идут по узкому навесному мосту с поручнем из бамбука, останавливаются посередине моста. Мост проходит через овраг в лесу.

Надписи в кадрах: Здесь вновь живут находящиеся под угрозой исчезновения королевские бенгальские тигры (тигры резвятся на земле), азиатские слоны (подросший слонёнок на опушке леса хоботом захватывает тонкие побеги бамбука), леопарды (в свете ночной камеры осторожно идёт леопард), лори (пушистый зверёк карабкается на лежащий на земле ствол дерева, другой, с большими чёрными глазами, уже успел забраться и сидит рядом), волки (два волка на фоне деревьев, освещённые солнцем, смотрят в одну сторону), лисы (два лисёнка резвятся и играют на пожухлой траве), речные выдры (в мутной речной воде, среди зарослей растений, плавают два зверька).

Надпись в кадре: Свыше 300 видов птиц. Показана крона дерева на некотором протяжении, будто мы пытаемся найти птиц взглядом. На другое дерево с длинными висящими плодами, сбросившее листву, присаживается белая цапля, сидит, взлетает, на фоне сероватого неба.

Надпись в кадре: Замысел этих людей восстановил то, что уничтожалось годами. Пара, похоже, даёт интервью, женщина жестикулирует и вдохновенно о чём-то рассказывает. Тропический лес в дымке, вид сверху.

Надпись в кадре: Поделись этим видео. В правом нижнем углу – жёлтый крест на фоне затемнённой фотографии тропического леса. Кадр в белой рамке.

***
Автор описания Анна Демидова (геоботаник, кандидат биологических наук, сертифицированный волонтёр фонда поддержки слепоглухих людей «Со-единение»)

Жук-усач

изображение

изображение

Жук-усач, или дровосек – крупное насекомое, в некоторых его разновидностях особи могут достигать пятнадцати и более сантиметров в длину. Эти огромные жуки водятся в тропиках, но и в наших краях встречаются жуки этого семейства, размерами поскромнее – до шести сантиметров.  Описание затронет только эту, европейскую разновидность жуков.
Данное описание не является научной или научно-популярной статьёй, поэтому некоторые употребляемые здесь слова могут быть некорректными с точки зрения энтомологии (раздела зоологии, изучающего насекомых). Это, скорее, попытка осознать, почему многие люди при виде крупных насекомых испытывают безотчётный страх.

Жук-дровосек черного или тёмно-коричневого цвета, толщина его тела – примерно как толщина стандартной одноразовой зажигалки. Ширина спинки жука – около полутора сантиметров, длина – пять-шесть сантиметров. Летают эти жуки невысоко, издавая при этом низкий жужжащий звук. Яркая внешняя особенность этих жуков – длинные, гораздо длиннее тела, усы-антенны. Антенны крепятся к голове жука по бокам, между глазами. Антенны очень подвижны: поднимаются кверху, вытягиваются вперёд, отводятся назад. Антенны состоят из сегментов, сегменты цилиндрической формы, с небольшим утолщением ближе к вершине каждого цилиндрика. Так как жук крупный, сегментированное строение усов хорошо видно.
На морде жука имеются две пары щупалец, одна пара заметно длиннее другой, при этом, короткая пара значительно массивнее, шире.
Лапки жука имеют стандартное строение: к груди с обеих сторон крепятся короткие конусообразные тазики, к тазикам крепятся длинные цилиндрические бёдра, к вершине бёдер крепятся голени, они заметно тоньше, меньше диаметром, чем бедренная часть. У вершины бедра есть шипообразный вырост – шпора. От вершины бедра вниз отходят «ступни» жука, состоящие из члеников, которые вместе выглядят подобно расчёске. Средняя и задняя пары ног крепятся к брюшку. Тазики средней и задней пары имеют шарообразную форму, при этом тазики задней пары – значительно меньше по размеру, чем у передней и средней пар. Бёдра крепятся к тазикам при помощи шарнирообразных креплений – вертлугов.
Брюшко жука – сегментированное, оно состоит из нескольких колец.
На спинке жука имеются летательные крылья, над которыми расположены твёрдые, прочные надкрылья. Надкрылья как щитом закрывают нежные летательные крылышки насекомого. Сложенные надкрылья образуют продолговатую спинку жука. На чёрной поверхности спинки заметен рельефный узор – длинные горизонтальные полоски, повторяющие форму спинки. В момент взлёта надкрылья разъезжаются в стороны, как шторки, позволяя жуку расправить летательные крылья.

Глаза у жуков – фасеточные, то есть состоят из множества крошечных глазков-фасеток, так что жук может видеть одновременно во всех направлениях.
Устрашающим жук выглядит, возможно, из-за совокупности внешних особенностей: чёрного цвета, сегментированного строения конечностей, которое визуально вызывает ощущение зазубренности, наличия щупалец на морде, а также, возможно, из-за низкого гудящего звука, издаваемого жуком в полёте.

Фото 1. Жук на дне стеклянной банки, он повёрнут «лицом» к камере, щупальца на его морде, а также зазубрины на его лапках и усах хорошо заметны. Лапки жука разведены в стороны, он пытается карабкаться по гладкой стенке банки. Фото любительское, немного расплывчатое.
Фото 2. Жук снят сверху, он ползёт по крашеным в жёлтый цвет доскам крыльца. Черные надкрылья жука поблёскивают в тусклом свете уличного фонаря – фото сделано поздним вечером. Усики жука разведены вперёд-в стороны. Жук снят в движении, поэтому его лапки «не в фокусе».
***
Автор описания: Екатерина Молодова

Сафари-шоу в Казанском цирке

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

Дрессировщик – мужчина лет пятидесяти, среднего роста, темноволосый, смуглый, мускулистый – появляется на арене верхом на белой лошади. На дрессировщике костюм в традиционном мексиканском стиле – зелёный камзол, покрытый золотым орнаментом, и прямые чёрные брюки, также украшенные золотым орнаментом вдоль боковых швов. Лошадь покрыта нарядной узорчатой попоной. У неё длинная волнистая грива, серая, чуть темнее тоном, чем её шерсть.

Оркестр играет бравурную мексиканскую мелодию, лошадь бежит рысью по кругу. Дрессировщик держит поводья в левой руке, а в правой руке у него длинный хлыстик, которым он слегка касается бока лошади, заставляя её менять направление движения, переходить с рыси на галоп, делать повороты. Музыка становится драматичнее, и движения лошади становятся более резкими. Дрессировщик имитирует бравого мексиканского наездника, укрощающего дикого мустанга: заставляет лошадь становиться на дыбы, пятиться, резко останавливаться. Он крепко сидит в седле, чуть ссутулившись, реагируя корпусом на движения лошади – подаваясь вперёд или откидываясь назад. Номер венчает поклон: лошадка сгибает передние ноги, становится на колени, склоняет голову вперёд. Под аплодисменты зрителей дрессировщик верхом уезжает за кулисы.

На манеже появляются два верблюда в нарядных попонах с прорезями для горбов. За верблюдами из кулис выходят две зебры. Выходит дрессировщик, на этот раз он пеший, в каждой руке у него по длинному тонкому хлыстику. Подчиняясь взмахам хлыстиков, верблюды и зебры строятся в колонну и начинают движение по кругу – верблюды впереди, зебры позади. Эти животные трудно поддаются дрессировке, и научить их сложным трюкам, по-видимому, невозможно. Суть этой части номера состоит в перемещениях животных по арене: они движутся колонной, затем перестраиваются в шеренги, поворачиваются вокруг своей оси. Номер сопровождает музыка, стилизованная под традиционную африканскую, где главную партию ведёт барабан, а мелодия лишь «омывает» чёткий, цокающий ритм. Животные, помахивая хвостами, послушно выполняют движения. Наконец, завершив номер, верблюды и зебры устремляются за кулисы. Дрессировщик кланяется публике и уходит вслед за животными.

На манеже появляются страусы. Их трое, они неспешно перемещаются по арене группой, иногда останавливаясь и хлопая себя крыльями по бокам. Эти длинноногие птицы так необычны, так хороши, у них такой самодовольный вид – они гордо несут свои маленькие головки на длинных шеях. Публика реагирует смехом и аплодисментами, которые переходят в овацию, когда на манеж к страусам выезжает дрессировщик верхом на жирафе. Жираф не осёдлан, и уздечки на нём тоже нет. Управляет движением жирафа ассистент дрессировщика – светловолосая женщина, одетая в красный камзол и брюки с лампасами. Она держит в руках ведро с лакомством, и жираф ходит по арене за ней. Женщина перемещается по манежу таким образом, чтобы все зрители сумели хорошо рассмотреть жирафа. То есть, попросту говоря, она движется по кругу, останавливаясь перед каждым из зрительских секторов. Во время остановки дрессировщик вскидывает руку в цирковом приветствии, публика аплодирует, а женщина-ассистент угощает жирафа лакомством из ведра. «Откланявшись» на все четыре стороны, дрессировщик уезжает на жирафе за кулисы. Ассистент уводит страусов.

Через несколько секунд на манеж выбегает кенгуру. Он движется по сцене большими прыжками, и на какой-то миг возникает ощущение, что он вырвался из-за кулис сам, по собственной инициативе. Но, конечно же, на манеж возвращается дрессировщик. Он «представляет» публике своего питомца, а затем походит к нему близко. Между животным и дрессировщиком начинается немой жестовый диалог: дрессировщик словно уговаривает кенгуру, а тот мотает головой, отказываясь. Наконец, словно бы соглашаясь, он откидывает голову назад, и дрессировщик гладит его по шее. Кенгуру доволен, публика тоже. Но вдруг что-то меняется, и кенгуру, подняв голову, начинает словно бы нападать на дрессировщика. Он делает боксирующие движения лапами, а дрессировщик имитирует, что его бьют, преувеличенно «отыгрывая» каждый удар. Публика хохочет, прекрасно понимая, что этот бой – понарошку. Наконец, изрядно «побив» дрессировщика, кенгуру делает несколько больших прыжков по сцене, показывая себя публике. Дрессировщик подходит к нему, угощает его лакомством и они «мирятся»: обнимаются, гладят друг друга по голове, и наконец, обнявшись, уходят со сцены, покачиваясь, как два подвыпивших приятеля.

На фотографиях:
1. Дрессировщик верхом на лошади. Голова у него повёрнута вбок, в сторону публики, на лице улыбка. Лошадь бежит рысью. Её кожаная сбруя украшена декоративными элементами, на ближнем к публике глазу – шора (кожаный диск, закрывающий глаз лошади сбоку, чтобы её не пугали резкие движения зрителей).
2. Дрессировщик крупным планом. Он смотрит вбок, улыбаясь публике, его руки разведены в стороны. За спиной дрессировщика – морды верблюдов.
3. Зебры крупным планом. Они бегут по манежу одна за другой, колонной. На заднем плане – дрессировщик.
4. У края манежа – девушка-ассистент угощает жирафа лакомством из ведра. Жираф выгнул шею дугой и опустил морду в ведро. Публика смотрит на жирафа, на лицах людей улыбки.
5. Бокс: человек против кенгуру. Дрессировщик в боксерской позе, сжав кулаки и закусив губы, стоит против кенгуру. Кенгуру, поджав передние лапы, готовится к нападению. Фото сделано в момент прыжка – задние лапы кенгуру висят в воздухе.
6. Победа кенгуру: дрессировщик лежит на спине, на полу манежа, выставив вперёд руки в защищающемся жесте. Кенгуру стоит спиной к камере над дрессировщиком, опираясь на свой массивный хвост. На лице у дрессировщика – притворный ужас, мольба о пощаде.

***
Автор описания: Екатерина Молодова
Фото из интернета

Дятлы на дереве. Пернатые санитары леса. Фото из серии «Висимский заповедник»

изображение

Ни один лес не обходится без этой птицы. Громкие и ритмичные стуки раздаются на всю округу, особенно весной.

Летний день. На фотографии мы видим самца пестрого дятла. Он в вертикальном положении, крепко держится своими цепкими когтями за крону облупившейся сухостойной ели. А в клюве у него какое-то насекомое.
Он принес молодому дятлу, выглядывающему из дупла, еду в клюве. Весенне-летний рацион этой птицы в основном состоит из насекомых и их личинок. Наш лесной барабанщик производит клювом 130 ударов в минуту, так что ни один жучок или червячок не останется незамеченным.

У нашего «затворника», сидящего в дупле, видна почти одна только голова, увенчанная красной шапочкой на макушке (с возрастом шапочка исчезает; красное пятно на затылке остается только у самцов, макушка становится черной.

Длина тела дятла в среднем от 22 до 27 сантиметров. Масса невелика – от 60 до 100 граммов. Большой пестрый дятел не зря получил такое название, ведь у него очень яркое, контрастное оперение в черно-белых тонах и красное подхвостье.
У нашего пернатого щеки, лоб, брюхо – белые. Стоит отметить также форму хвоста. У дятла на фотографии он заостренный (клиновидный), средней длины; Хвост очень жесткий, так как играет роль опоры, когда птица передвигается по дереву. Строение лапы, типичное для дятлов, – зигодактильное, то есть два передних пальца противопоставлены двум задним.

Если заглянем в энциклопедию, то узнаем, что большой пестрый дятел имеет весьма приличный размах крыльев, достигающий почти полуметра (42-47 сантиметров). Средняя продолжительность жизни птицы составляет около 9 лет.
Эта птица не из пугливых и иногда прилетает «пошуметь» в сады, на деревья под окнами или телеграфные столбы.
И в Висимском заповеднике можно услышать барабанные трели этого пернатого глашатая весны. И если вы услышали раздающийся мерный стук в лесу, это добрый знак. Значит, лесной доктор на посту и выполняет свое важное дело по сохранению лесов.

Кедровка: пернатый лесовод. Фото из серии «Висимский заповедник»

изображение

Кедровку не зря называют самым главным лесоводом.
На фотографии ореховка (по другому ее называют кедровка), крепко держащаяся за ветку зеленого кедра. Она расположилась к нам боком, поэтому мы можем полюбоваться ею сполна.

Свое имя птица получила из-за того, что питается она в основном кедровыми орехами. Поэтому и живут кедровки там, где растут кедровые леса.
Эта шумная, крикливая птица принадлежит к семейству врановых, и, как все вороны, имеет средние размеры.
Размер нашей кедровки примерно 35 см, а длина хвоста достигает около 11 см. Хвост на конце слегка закруглен и окаймлен светлой полоской.
Оперение плотное, окраска пестрая. Спинка, голова и брюшко окрашены в темно- коричневый цвет с разбросанными то тут, то там белыми пятнышками. Крылья темные, буро-коричневые, с оттенками черного. Лапы и клюв резко выделяются черным.

Часто в лесу можно наблюдать такую картину: Стайки кедровок садятся на вершины кедров, вертят друг перед другом хвостами и перекликаются. Кто-то в их крике слышит воронье «карр», а вообще они издают похожий на треск звук «крей».
Стоит одной из них заметить в кроне деревьев шишку и полететь к ней, как вся стайка срывается с места и также опускается на дерево.
При этом все издают трескучие звуки. С помощью длинного крепкого клюва ореховка освобождает шишку от скорлупы, но сами орехи не долбит. Весь орешек она заглатывает целиком и складывает в своеобразный мешочек под языком. В мешочек в зобу входит почти сто орехов. Когда он набьется полностью, то отвисает сильно вниз, как туго набитая кошелка.

Сборщики кедровых шишек не любят кедровок. Уж очень часто по их вине остаются они без орехов. Не следует обижаться на этих полезных и умных птиц.

В местах, где был лесной пожар, гибнет все живое. Одна зола и пепел остаются на месте некогда оживленного зеленого дома.
Пролетит над гарью быстрокрылая кедровка, крикнет и выронит несколько орешков. И через год на гиблом месте появятся первые ростки деревьев. Через десятки лет зазеленеет кедровый сад, посаженный именно этим пернатым лесоводом.
Именно благодаря этой небольшой птичке на Земле появляются новые кедровые леса.