«Не одна в темноте»: Наталья Кремнёва, видео фонда поддержки слепо-глухих «Со-единение»

На фоне старого листа бумаги в верхнем левом углу надпись синего цвета «Соединение» (буква О – в виде оранжевого круга, с вписанной в него брайлевской буквой «О»), ниже мелким шрифтом «ФОНД ПОДДЕРЖКИ СЛЕПОГЛУХИХ». Этот знак останется на экране в течение всего видео. Звучит голос Натальи Борисовны Кремнёвой, и на фоне листа одна за другой появляются строки, словно написанные синими чернилами (звучит спокойная фортепианная музыка в качестве фона):
«Если Вас чаруют красота и звуки,
Счастьем этим не гордитесь предо мной.
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной».
Ниже появляется подпись «Ольга Скороходова»
Меняется музыкальный фон, теперь он как из французских фильмов. На светлом полотне экрана слева – чёрно-белая фотография Натальи Борисовны. Тёмные волосы, стрижка, одежда с крупными цветами, V-образный вырез. Голова наклонена немного влево, мягкая улыбка. Справа в кадре надпись курсивом: Наталья Кремнева, ниже прямым жирным шрифтом – НЕ ОДНА В ТЕМНОТЕ (прим. – Музыкальный фон будет и далее, во время рассказов Натальи Борисовны).
Кадр меняется, появляется и новая фотография Натальи Борисовны (в джемпере с круглым украшением в виде дерева). Фотография постепенно приближается и поэтому кажется более чёткой. Голос диктора: Вот уже 25 лет Наталья Борисовна живёт в полной тишине и темноте.
Новый кадр. В центре экрана – чёрно-белый фотопортрет девочки, с широкой улыбкой на лице, по бокам головы подвязаны косички с клетчатыми бантиками. Диктор: С трёхлетнего возраста у маленькой девочки развилась куриная слепота. Она стала хуже видеть в вечернее время. В шесть перенесла сильнейший грипп, и, как следствие, – частично потеряла слух.
Изображение меняется. Чёрно-белый снимок: по центру – стенд на подпорках с изображённым зданием МГУ имени М.В. Ломоносова, здесь же фотографии – группы студентов, аудитории, надписи. Сверху, на уровне шпиля главного здания университета, крупными буквами надпись «ОБРАЗОВАНИЕ ДОСТУПНО КАЖДОМУ». Около стенда на улице – группа людей. Диктор: Но проблемы со здоровьем не помешали ей окончить школу и поступить в Московский государственный университет имени Ломоносова на исторический факультет.
Новый кадр. По центру экрана – чёрно-белый снимок: площадь, вдалеке – исторические здания светлого цвета с колоннами, автобусы, идущий через площадь мужчина, ветви дерева отбрасывают тень на асфальт. В нижней четверти снимка надпись: Москва. Университет им. М.В.Ломоносова. /1755 г. Арх. Жилярди/. Голос диктора: Она была единственной слабослышащей и слабовидящей студенткой на всём курсе.
Фото в центре экрана, чёрно-белый снимок, приближается к зрителям: показаны студенты в большой аудитории университета. Голос диктора: Это стало её первой победой над обстоятельствами и началом большого пути.
В кадре цветное изображение, видеосъёмка. Комната со светлыми стенами. Рассказывает Наталья Борисовна. Одежда – блузка с крупными бирюзово-фиолетовыми цветами. Речь размеренная, спокойная. Н.Б.: С детства, со школы я мечтала быть журналистом. Только журналистом и никем другим. Ну, во-первых, потому что перед глазами был пример отца. Удивительнейшего человека, которому я обязана всем на свете и который был для меня всем на свете.
Новый кадр. По центру экрана чёрно-белый портрет отца Натальи Борисовны. Молодой серьёзный мужчина, у него высокий лоб, чёрные волосы, худощавый. Звучит голос Н.Б.: Он был военным корреспондентом в годы Великой Отечественной войны.
Новый кадр. Чёрно-белое видео с фронта: двое мужчин около техники. Один из них передает рядом стоящему человеку газеты. Голос Н.Б. (продолжение): …Редактором армейской газеты. Но именно папа, который очень меня любил,
Новый кадр, видео: люди с газетами в руках. Голос Н.Б. (продолжение): … мне это всё дело и поломал…
Новый кадр. Видео: мужчины на фронте, читают газеты. Голос Н.Б. (продолжение): … когда я заканчивала школу.
Новый кадр. По центру экрана чёрно-белое фото отца. Здесь он старше по сравнению с предыдущим изображением. Фото приближается издалека. Голос диктора: После окончания войны Борис Григорьевич Кремнёв продолжил карьеру журналиста – работал в газете «Правда», затем в журнале «Октябрь».
Новый кадр. Чёрно-белая фотография. В комнате около небольшого журнального столика на креслах – две женщины, нарядно одетые. Между ними мужчина, в костюме, обращён к одной из них. Все втроем они что-то оживленно обсуждают. Фото постепенно приближается. Голос диктора: …Иногда он брал маленькую Наташу с собой в редакцию, она росла в атмосфере творчества. Борис Григорьевич посвятил долгие годы редакторской деятельности в творческом объединении «Луч» киноконцерна «Мосфильм»…
Новый кадр, цветной, из трех фрагментов: слева вверху обложка книги с изображением Шуберта (с подписью автора – Б. Кремнев), под ней – в бордовой обложке – фото Бетховена, ниже подпись автора – Б. Кремнев, на корешке книги надпись «Бетховен». В центре кадра обложка книги серого цвета, вверху белым шрифтом надпись «Эрих Мария Ремарк», ниже серыми буквами на чёрном фоне надпись – «Триумфальная арка». Справа в кадре обложка зеленоватого оттенка с портретом Моцарта. Ниже подпись автора, курсивом белого цвета «Б. Кремнев». Ниже крупными красными буквами название книги «МОЦАРТ». Голос диктора: …Стал автором серии книг из цикла «Жизнь замечательных людей» – «Моцарт», «Бетховен», «Шуберт». Был переводчиком произведений Ремарка. Член Союза кинематографистов, Союза журналистов, заслуженный деятель РСФСР.
Новый кадр, чёрно-белый, фото, приближается. Две девушки в летних платьях, с тетрадями в руках, на фоне леса, сидят на раскладной скамеечке. Голос диктора: Отец категорически запретил Наталье поступать на журфак. Он понимал, что из-за проблем со здоровьем она не пройдёт конкурс и это станет для неё сильнейшим ударом.
Новый кадр: цветная фотография, комната с желтыми стенами, синие кресла. Наталья Борисовна обнимает девушку в белом свитере. Голос диктора: При этом он сделал всё, чтобы мечта дочки не угасла.
Новый кадр: Наталья Борисовна и три девушки идут по коридору здания. Голос диктора: Заверил, что ничто на свете не сможет помешать ей быть хорошим автором, писать статьи и делать репортажи.
Новый кадр, фото: Наталья Борисовна в аудитории с девушками. Диктор:…Передал все свои знания, научил главному по его мнения в жизни – скромности и мужеству.
Н.Б., продолжение интервью: По-настоящему, я на этой идее поставила крест. А вот когда у меня уже, в общем-то, ничего не осталось, – ни слуха, ни зрения, то совершенно внезапно, можно так сказать, так получилось, я всё-таки вспомнила об этой идее.
Новый кадр. Чёрно-белая фотография: Наталья Борисовна за столом в кафе, рука в руке, рядом на столе стоит белая чашечка. Н.Б. продолжает (звучит голос):… В 2003 году я решила создать….
Н.Б. в кадре, продолжение: …журнал для слепоглухих людей. Это была невероятная совершенно идея, фантастическая идея. Потому что мы начинали делать буквально с чистого листа.
Новый кадр. Два чёрно-белых снимка объединены в коллаж: справа портрет Натальи Борисовны, слева массивная книга, напечатанная по Брайлю. Изображение приближается. Диктор: Как бы Вы поступили, если бы в возрасте 49 лет полностью утратили слух и зрение? Решились бы издавать журнал? А она решилась…
Новый кадр, приближается цветное фото: группа людей за овальным столом, среди них Наталья Борисовна. На столе разложены журналы. Диктор (продолжение): …без опыта, без специальной техники, без денег. Только маленькая группа энтузиастов и большое желание поддержать сотни,
Новый кадр. На светлом фоне в виде рогожки – обложка журнала. Вверху крупами буквами написано «ВАШ СОБЕСЕДНИК». На уровне слова «ВАШ», в правом верхнем уголке – квадрат: на коричневатом фоне изображены протянутые руки, рука в руке. Под названием – горизонтальная черта, ниже надпись «общероссийский журнал для слепоглухих. МОСКВА». Справа – №1 (37) 2016. Ниже фото: на столе доска с расставленными шашками. За столом сидит мужчина в спортивной одежде синего цвета с белыми рукавами, с золотой медалью на ленте. Его руки лежат по краям шахматной доски. Диктор (продолжение): …а может тысячи… точного количества они не знали – людей, оказавшихся в точно такой же ситуации.
Н.Б., продолжение интервью: В то время мы все в России были разобщены. У нас не было ничего, никаких служб. Никаких, в общем-то, настоящих организаций. Никаких мероприятий. Мы все сидели по домам. Писали письма друг другу и жаловались на всё на свете – начиная от плохой погоды и кончая плохими врачами, одиночеством, скукой и непониманием.
Новый кадр, цветное видео, группа людей в комнате за большим столом, мужчины и женщины – все что-то бойко обсуждают на жестах. На столе расставлены голубые тарелки, жёлтые стаканы, угощения. Диктор: Первые статьи Наталья с подругами писали от руки, придумывали темы, заголовки и рубрики, собираясь за кухонным столом. Волонтёры помогали переводить рукописный текст в печатный.
Новый кадр, с эффектом приближения: цветное фото с конференции фонда «Со-единение». В зале на креслах Наталья Борисовна в чёрном платье и белой накидке и Ирина Владимировна Саломатина (у неё тёмные волосы, стрижка, очки, в белой блузке и сиреневом костюме), они общаются на дактиле. Крупные бэджи синего цвета – на оранжевой ленте у Натальи Борисовны и на белой – у Ирины Владимировны. Голос диктора: Издать первый выпуск помогла Ирина Владимировна Саломатина. В то время она возглавляла общественную организацию «Ушер-форум». Она нашла средства и в типографии были напечатаны 50 экземпляров.
Новый кадр: коллаж из двух чёрно-белых снимков, приближение – справа портрет женщины в клетчатой блузке, слева простая белая обложка журнала (надпись не разобрать). Диктор: Так появился первый номер журнала «Ваш собеседник». Он перевернул жизнь слепоглухих людей в России.
Н.Б., продолжение интервью: Ваш собеседник – слепоглухие люди. Они интересные собеседники, надо только к ним прислушаться. Они общаются по-другому. На другом языке. Но, они такие же люди, как все люди.
Новый кадр, на столе веером разложены четыре выпуска журнала «Ваш собеседник»: с белой, зеленоватой, белой и жёлтой обложкой, за разные годы. Н.Б. (голос за кадром): И вот мы выпустили. Очень-очень скромненькое было издание,
Н.Б., продолжение интервью: … никаких фотографий. Было всего 32 странички крупного шрифта. Но это был наш журнал, и мы его разослали нашим друзьям, тем, кого мы знали. И был такой восторг!
Новый кадр. Цветная фотография: Наталья Борисовна выступает в аудитории, на столике рядом лежит стопка журналов. Н.Б. (голос за кадром): …Нас поддержали: «Замечательный журнал!»,
Н.Б., продолжает интервью, вдохновенный рассказ, улыбается: …«Огромное вам спасибо!», «Вы молодцы, вы делаете большое дело!»
Новый кадр, по центру обложка журнала: описанное выше оформление, №2 (34) 2015, на цветной фотографии, на обложке – группа людей на фоне фонтана. Деревья на заднем плане. Н.Б., голос за кадром: А в журнале была куча опечаток…,
Н.Б., продолжение интервью:… куча грамматических ошибок, не там поставленных запятых…
Новый кадр. Цветная фотография, Наталья Борисовна в зале с переводчицей. Н.Б., голос за кадром: Но никто из наших читателей…,
Н.Б., продолжение интервью: …ни один человек не обратил на это никакого внимания.
Новый кадр. Цветная страница журнала. В верхней части – портрет Галины Ушаковой – женщина в бордовой накидке, белой блузке с рюшами около воротничка (вертикальное жабо), украшением на шее. Ниже название статьи: РАЗГОВОР С ГАЛИНОЙ. Ниже текст: Увидев Галину Игоревну Ушакову впервые, я подумала: «Какая стать, как она грациозно держится! Как ей это удается? Умеет быть элегантной». Вверху название рубрики: СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ. Голос диктора: Благодаря журналу слепоглухие люди получили возможность заявить о себе, откровенно рассказать о своей жизни, поддержать друг друга.
Новый кадр, приближение, цветная фотография: на столе цветные обложки журнала и развороты на белой бумаге, напечатанные по Брайлю. Голос диктора: Экземпляры номеров, напечатанные по Брайлю, а значит, доступные слепым людям, были бесценны. Их зачитывали до дыр, передавали из рук в руки, пересылали по почте из города в город.
Новый кадр, цветная фотография: группа людей на улице. Наталья Борисовна рассматривает каравай на белом полотенце. Голос диктора: Так о существовании журнала узнали в Украине, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.
Новый кадр: цветная страница журнала, фото. Внизу подпись «Т. Внукевич-Багдасарьян у плаката с названием конференции» (прим. DEAFBLIND INTERNATIONAL (Dbl) 9th European Conference, September 5-8, 2017, Aalborg, Denmark). Ниже крупным шрифтом написано: ВСТРЕЧИ В ДАНИИ. Голос диктора: С первого же номера на страницах печатались заметки о жизни слепоглухих из других стран. Это были переводы статей английского журнала «Rainbow» (радуга),
Новый кадр: женщина в красной кофте с ярким платком на шее, держит в руках номер журнала «Ваш собеседник» №1 (3) 2015. Голос диктора (продолжение): …выпускаемого британской организацией слепоглухих, или репортажи Натальи Борисовны из её международных поездок.
Новый кадр, цветная фотография: Наталья Борисовна, девушка и женщина около стола. На столе две тарелки, прикрытые красными салфетками. Диктор: Благодаря им (прим. – репортажам Н.Б.), читатели могли увидеть целый мир.
Н.Б., продолжение интервью: Это был журнал на полном позитиве. Не было слёз. Не было жалоб. А было… Был какой-то такой настрой, ну я бы сказала – оптимизма, надежды на то, что мы можем жить так, как живут за границей.
Новый кадр. Цветная фотография: приоткрытая дверь в редакции журнала. В комнате за столом сидит Наталья Борисовна. Рядом, около стола, стоит женщина. Около двери табличка жёлтого цвета: Редакция журнала «Ваш собеседник». Ниже подпись продублирована по Брайлю. Выше на стене под стеклом постер. Диктор: О таком главном редакторе, как Наталья Борисовна, можно только мечтать. Она ценит каждого автора.
Новый кадр, цветной: разворот журнала со статьёй «КУРСЫ В ПУЧКОВО». Комната с деревянными стенами. Женщины за столом занимаются рукоделием, в стаканчике стоят крючки, рядом лежат мотки пряжи. На заднем плане – стеллаж. Диктор: Для неё не существует плохих и хороших текстов. Она готова пожертвовать своим собственным материалом,
Новый кадр. Цветная фотография: Наталья Борисовна и другие женщины в комнате, общаются дактильно. Диктор (продолжение): …чтобы дать возможность каждому слепоглухому человеку сказать своё слово и быть услышанным.
Н.Б., продолжение интервью: Приходят материалы, вот как мы это называем, в кавычках, «глуховские тексты». То есть, люди пишут, ну прямо скажем, совершенно неграмотно. Ни одно издание, даже издание глухих, с такими текстами никогда не возятся. Их просто отправляют в корзину. А я с ними вожусь, потому что я хочу, чтобы человек увидел свою фамилию под материалом.
Новый кадр, цветное видео: лето, зелень, Наталья Борисовна идёт в парке (около ресурсного центра?) по асфальтовой дорожке с Родионом Тереховым, сопровождающим, это молодой человек высокого роста. Они общаются дактильно. Диктор: В свои 67 лет Наталья Борисовна всё успевает. Вести исследовательскую работу,
Новый кадр: дактиль, руки. Диктор (продолжение): …выступать экспертом на международных съездах по проблемам слепоглухих,
Новый кадр, видео: Наталья Борисовна за столом, общается с женщиной дактильно. На столе лежит брайлевский дисплей. В комнате белый стол, синие кресла. Голос диктора (продолжение): …записывать интервью, посещать мероприятия, искать спонсоров, постоянно развивать и совершенствовать свой журнал,
Продолжение видео, руки Натальи Борисовны лежат на клавиатуре, она печатает. Голос диктора (продолжение): …поддерживать слепоглухих людей, живущих на всём постсоветском пространстве. Дарит им надежду на лучшее, внимание и любовь. Скромно и мужественно продолжая главное дело всей своей жизни.
Н.Б., продолжение интервью: Как жить и не опустить руки. Вообще, мой девиз в жизни, что мне, кстати, всегда очень помогало…
Новый кадр, цветной, видео: Наталья Борисовна руками раздвигает ветви яблони с красными спелыми яблоками… Её голос за кадром (продолжение): …Всегда не терять чувство юмора. Пытаться найти во всем ну хоть что-то хорошее.
Н.Б., продолжение интервью, в помещении: Не всё так плохо как нам так кажется.
На экране надпись в четыре строки, по центру (первая и последняя строка – жёлтые, между ними – чёрный шрифт, фон белый):
Помогайте
слепоглухим
вместе с нами
so-edinenie.org
Диктор: помогайте слепоглухим вместе с нами на сайте соединение точка орг (ПРИМ. so-edinenie.org).

Описание выполнила волонтёр фонда «Со-единение», волонтёр фонда «Искусство, наука и спорт», научный сотрудник Ботанического сада МГУ, кандидат биологических наук Анна Демидова.
Субтитры не учтены. Записан полный текст, представленный в видео. Продолжительность видео 10 минут 28 секунд.

Александр Монтов, «Другие люди»

С высоты птичьего полёта, из темноты, появляется вид на не слишком плотно застроенный городской массив. Голубое небо, посадки деревьев окутывают дома, вдали видны трубы котельной. Далее фрагменты видео плавно перетекают один в другой — немного ускоренный городской трафик сквозь выстриженные газоны, суета на перекрестке со светофорами возле пешеходных переходов, здание бизнес-центра, дороги, солнце бликует в камеру через крышу жилой многоэтажки.

Две девушки с мороженным вышли из сосновой посадки и идут по асфальтированной дорожке. Весёлый мальчуган в слегка замедленной съемке подбегает к камере в траве и падает на корточки перед ней, придерживая себя руками сзади. Улыбается и смотрит в камеру. Стая голубей: от первого лица видим, как голубь сидит на кисти руки и клюёт семечки, размахивая крыльями.

В центре кадра двое на лавочке в велосипедных перчатках-митенках, просторной не маркой одежде — парень с косичкой в темных очках и девушка — смотрят друг на друга, о чём-то беседуют и держатся за пальцы. Рядом их велосипеды.
В кадре другие лавочки справа, на них две девушки, рядом в коляске сидит малыш. Мама поправляет чепчик малышу. Сквозь кадр взлетают птицы слева направо. Кадры с детьми — один ребёнок бежит, второй катается на игрушечном автомобиле, рядом лавочки и прохожие. Голуби приземляются на асфальт.

Кадры города из начала фильма. Вид из цветочной клумбы сквозь пёстрые цветы на дорогу с проезжающими машинами. Вид на колокольню и купола белого православного храма. В следующих кадрах более крупно взяты купола. Большой небесно-синий с золотыми звездочками, малый — золотой. Оба увенчаны золотыми крестами.
Следующий видеофрагмент короткий, как и все предыдущие. На нём запечатлён Александр.

Мощёная пешеходная дорожка в кадре уходит по диагонали направо, с левого края дорожки стоят две лавочки с высокими дугами спинок. На ближайшей сидит широкоплечий человек в позе «нога на ногу», с телефоном в руках. Одет он в чёрное: неширокая футболка, чёрные классические джинсовые брюки, берцы. Короткая площадка из черных волос на голове и чёрные очки. Крупные черты лица — скулы, нос. Ямочки на щеках и на подбородке.

Камера в районе левого переднего колеса зелёного игрушечного автомобиля снимает «водителя» — маленького мальчика в белой кепке и водолазке в пёструю полоску с красными рукавами. На следующем кадре другой мальчик помладше, в чепчике, тянет ладошку камере указательным пальцем вперёд. Фонтан. Этот мальчик возле фонтана с мамой, мама хватает его за руку, близко поднеся лицо перед разговором. На этом кадр обрывается. Новый кадр: Люди снуют по пешеходному переходу, затем мы видим так называемый сургутский Биг бен: башню с часами и прилегающее здание со шпилями-пирамидками на малых башнях, которые образуют на крыше некое подобие забора.

После двухсекундной паузы с тёмным экраном появляются кадры от первого лица: чистка берцев, извлечение пены для бритья из баллона, нарезание луковицы, готовящиеся кусочки мяса в сковороде, мойка глубокой стеклянной тарелки, завязывание шнурков на берцах и последний — застёгивание молнии черной кожаной куртки перед выходом из дома.
Всплывает хромированный заголовок, набранный шрифтом Брайля, который перетекает в кириллицу — «Д Р У Г И Е ЛЮДИ».
Полупрозрачная рука Александра закрывает входную дверь квартиры на ключ, нажимает на кнопку лифта.

Кадры города: макдональдс, автобусная остановка, маршрутки. Позади оживлённая дорога, задний план с жилыми многоэтажками в тумане. Картинка моментально теряет резкость, и всплывает уже другой видеофрагмент.
Камера показывает снизу-вверх. Под большим автомобильным мостом скрючившись, пошатываясь и тяжело дыша стоит мужчина, держится руками за глаза через платок. На нём тёмная кепка козырьком назад, голубые джинсы, тёмно-коричневая куртка, часы. Справа от него темноволосый парень в синих джинсах, светлом свитере в крупную серо-фиолетовую полоску переминаясь с ноги на ногу, протирает бейсбольную биту платком. Замечает камеру и топчет её в объектив.

Камера проезжает по больничному коридору, объектив направлен строго вверх на белый потолок.
Взгляд на включенную бестеневую лампу над операционным столом и окно, эффект моргания глаза и взгляд в правый угол операционной. Глаз моргает — видит капельницу с двумя пакетами с раствором, к одному из них подключена силиконовая трубка. Цвета картинки искажены. Глаз моргает — женщина меняет трубку на другой раствор. Глаз моргает и смотрит на руку с часами — взгляд расфокусируется и глаз снова моргает.

Искаженные цвета картинки с потолком, капля крови течет из левого угла экрана в правый. Картинка мутнеет, и глаз опять моргает.
Мутное отражение в зеркале. Глаз закрывается, и пролетают несколько кадров ускоренной съемки городской суеты. Выключатель тушит свет. Пауза с чёрным экраном. В темноте в сером овале тусклого света трижды стучит металлическая трость. Цвета следующих видеофрагментов меняются на чёрно-белую инверсию (свет превращается в чёрный, а тени становятся белыми). Всплывающие из темноты кадры коридора, двери лифта. Палец равномерно проводит по кнопкам лифта снизу-вверх и нажимает нужную. Двери лифта закрываются и открываются. Комнаты с окнами. Стол с чайными принадлежностями. Вид на руки, одна рука держит стакан в подстаканнике, а другая насыпает две чайные ложки теперь уже чёрного сахара из сахарницы.
Картинка немного синеет. Правая рука берёт маленький чайник и наливает чай. Цвета картинки тают в облаках, превращаясь в естественные (белый сахар, чёрный чай).

Ложка мешает сахар, и картинка исчезает в темноте. Следующий видеофрагмент в чёрно-белой инверсии, напоминает фокус. В темноте левая рука держит предмет, а правая проводит по нему от носка до подъема пятки и вниз по каблуку — вслед за движением видим светящуюся в темноте туфельку. Предыдущая естественная картинка с чаем, ложка трижды стучит по стакану. Кисти рук спускаются сверху вниз, повторяя очертания лица — из темноты появляется лицо девушки, картинка приобретает цвет. Мужчина в синей рубашке за обеденным столом удивлённо задаёт вопрос рассказчику. В следующем кадре прежняя темноволосая девушка в белой рубашке и черном сарафане стоит на мостике в профиль и смотрит на пруд. Камера снимает ближе, девушка смотрит в неё и улыбается. Картинка размывается и становится четкой в тех местах, о которых говорит рассказчик (глаза, губы).
Чёрно-белая инверсия легкового автомобиля превращается в цветную картинку.

Вид на фонтаны и высокие металлические столбы, расширяющиеся кверху, немного похожие на высокие грибы. На столбах натянуты флаги. Машины и люди на перекрёстке, люди в переходе выходят из дверей метро. Камера снимает лестницу с низкими ступеньками и идущие ноги людей. На платформу прибывает поезд метро, люди выходят. Ноги девушки в босоножках на высокой шпильке. Спальный район.

Лысеющий мужчина в черных очках и с тростью возле магазина. Бомж, сидящий возле забора. На заборе большая жёлтая табличка с надписью: «Не губите пьяниц! Милостыня деньгами им в погибель.» Вид на спину человека в инвалидной коляске на проезжей части. Человек стучит по водительской двери внедорожника. Стекло открывается, и человек берёт из рук водителя деньги, кивает головой и отъезжает.
Девушка прыгает в бассейн, ловко переворачивается в воде и плывёт на спине. В замедленной съемке она сидит на тумбочке на краю бассейна, снимает плавательную шапочку и стряхивает воду с волос движениями головы влево и вправо. Парень в футболке олимпиады Сочи-2014 в черных очках бежит на фоне голубого неба.

Вид от первого лица: в начале больничного коридора, спиной к окну. Снизу кадра появляются руки со справкой, сложенной вдвое — разворачивают её, а затем сворачивают и исчезают внизу кадра. Тоже самое происходит с раскрытым листом индивидуальной программы реабилитации.

Чёрно-белая инверсия. Руки вставляют маленькую кассету в небольшую видеокамеру. Механизм камеры забирает кассету в отсек. Руки захлопывают крышку камеры.

Кадры города в обычных цветах. Далее руки раскладывают штатив, снимают объектив — в промежутках идут кадры города. Парень в футболке олимпиады Сочи-2014 продолжает бежать; мы видим стадион с беговыми дорожками и трибунами, рядом с парнем бежит другой, в малиновой футболке. Они держатся друг за друга с помощью стропы в руках. Мужчина и парень в тёмных очках сидят в шахматном клубе за шахматной доской с дырочками на поле и играют.

Шум воды под мостом. Промышленная зона с большими трубами заводов. На песчаной почве стоит башня из двух кирпичей, на них бутылка из-под шампанского. Рядом на другой кирпич рука кладёт телефон. Далее вкапывает бутыли горлышком вниз неподалёку.

Чёрно-белая инверсия. Руки заряжают магазин патронами, вставляют в автомат и передергивают затвор, прицеливаются. Руки в обычных цветах нажимают на кнопку звонка мобильного телефона. Прежние кадры с винтовкой — прицельные выстрелы по мишеням. Трубы завода на фоне голубого неба. Руки за столом для чистки оружия собирают пистолет.

Руки кладут на сканер книгу разворотом вниз. Руки на клавиатуре — световая трубка сканера движется вдоль книги. На мониторе программа для распознавания текста с изображений считывает текст. Мы видим полосы прогресса. Ответ от Роман Олегыч на сообщение в социальной сети «А какие ещё есть возможности?». Экран мобильника с текстом «С мобильными телефонами всё тоже самое». Рука ведёт телефон по тексту книги, камера телефона фиксирует текст. Говорящие часы, градусник, тонометр. Книга и страницы со шрифтом Брайля, рядом появляется портативный музыкальный плеер.

Далее кадры налагаются друг на друга, от этого кажется, что идущие люди на пешеходном переходе и в городе полупрозрачные, как призраки. Отражения людей в металлической обшивке здания.

Приглушенный свет в музыкальном клубе, за столом сидит та же темноволосая девушка, подперев рукой голову, потом замечает Александра и улыбается. Пальцы перебирают струны чёрной акустической гитары, играющий парень в тёмной рубашке поёт.

Теперь более крупным планом показывают всю группу исполнителей. Александр чокается с темноволосой девушкой бокалами с вином. Группа продолжает исполнение, а Александр с девушкой медленно танцуют. Аплодисменты из зала.

Пешеходные переходы, затем вид сверху на группу детей, сидящих за большим столом. На столе несколько горшочков с растениями, дети за столом рисуют. Мордочка хорька обнюхивает объектив. Руки держат зверька под передние лапки, а продолговатое тельце с задними лапками раскачивается в воздухе. Девочки по очереди держат хорька на плече, а тот, извиваясь, обнюхивает их. Девочки смеются. В промежутках хорёк обнюхивает горшки с растениями и ручки на столе, затем садится и начинает рыться передними лапками в горшке с кактусом, выгребая землю из него.

Вид на спину идущего человека с синим рюкзаком, из рюкзака торчит мордочка хорька.
Вид на оживлённый город, перекрёсток с переходами, фонтаны, парк.

В парке сидит Александр, это продолжение видеофрагмента из начала фильма. Он кладёт телефон в карман брюк.

Далее кадры с голубями. Крупный план на сидящего в пол-оборота Александра, затем на его профиль. Александр поднимает лицо к небу. Он встаёт с лавочки, солнце освещает его. Достает из чехла раскладную трость, немного напоминающую нунчаки. Уходит по дорожке парка вдаль. В промежутках появляются видеофрагменты из спортзала тяжелой атлетики, боевых искусств, оружие. Музыкальная группа из клуба исполняет песню, и идут титры.

В конце появляется надпись — символ копирайта, Александр Монтов, 2010 montov@list.ru

***
Автор описания: Степан Горюнков.

Видео: Семейная пара за 26 лет восстановила тропический лес

Надпись в кадре: Семейная пара за 26 лет восстановила тропический лес.
Счастливая семейная пара – загорелый коренастый мужчина с короткими тёмными, слегка вьющимися волосами, в футболке камуфляжной окраски, рядом женщина в серой блузке, у неё тёмные волосы по плечи. Они что-то радостно рассказывают… Вид на тропический лес сверху… Вдалеке в синеватой дымке виднеются горы.

Надпись в кадре: В 1991 году Памела Гейл Малхотра со своим мужем выкупили 20 гектар в Индии.
Счастливая пара: мы видим череду их свадебных фотографий и фото из жизни – на фоне природы, в окружении тропических лесов.

Надпись в кадре: Это была заброшенная земля на территории вырубленных лесов.
Женщина с палкой в руке идёт по участку. Участок почти пустынный, с небольшими группами редких деревьев и кустарников. Пожар, в небе – клубы дыма на фоне проносящихся облаков, беспокойно кружат птицы.

Надпись в кадре: Памела и Анил придумали свои принципы.
Супруги идут по участку, с палками в руках, в полевых одеждах. Вид на участок сверху, с высоты птичьего полёта. Редкие кустарники, далее показан первозданный лес – тот, который должен был бы здесь расти, если бы не было рубок и пожаров.
Надпись в кадре: Первый принцип – приобретение и рекультивация земель. Злаки с «пушистыми» соцветиями едва покачиваются от ветра. Человек бережно проводит рукой по траве, кто-то рядом изучает растения. Вид сверху на тропический лес.

Надпись в кадре: Второй – спасение, реабилитация и заселение исчезнувших с территории животных. В кадре – небольшая речка в тропическом лесу, на мокрые камни выползает краб. На дереве сидит бабочка со светлыми крыльями с едва заметными округлыми пятнами. На дереве – в полумраке ночи – птица с удлинённым, раздвоенным в виде вилочки хвостом. Женщина в лесу привязывает оборудование к стволу дерева.

Надпись в кадре: Третий – оповещение местных жителей о проблеме вымирания местных видов. В ночном лесу поблёскивают глаза зверька. Женщина, похоже, даёт интервью, что-то рассказывает. Чёрно-белый кадр – охотник с ружьём в руках осторожно пробирается вглубь леса. Женщина идёт по участку, окружённому небольшими деревьями и кустарниками.

Надпись в кадре: Год за годом они последовательно восстанавливали флору и фауну. Пара на фоне залитой солнцем и слегка пожелтевшей травы, на участке в виде большой поляны. Супруги удаляются, направляются в леса. Вид на тропический лес сверху.

Надпись в кадре: Сегодня заповедник SAI занимает больше одного квадратного километра. Среди деревьев – две таблички с информацией о заповеднике: пониже, в рамке, с крупной надписью на английском языке и сверху, поменьше, скрытая в зелени листьев, – на местном индийском языке. Вид сверху на лесной массив и домик. Женщина и мужчина поодаль друг от друга идут по узкому навесному мосту с поручнем из бамбука, останавливаются посередине моста. Мост проходит через овраг в лесу.

Надписи в кадрах: Здесь вновь живут находящиеся под угрозой исчезновения королевские бенгальские тигры (тигры резвятся на земле), азиатские слоны (подросший слонёнок на опушке леса хоботом захватывает тонкие побеги бамбука), леопарды (в свете ночной камеры осторожно идёт леопард), лори (пушистый зверёк карабкается на лежащий на земле ствол дерева, другой, с большими чёрными глазами, уже успел забраться и сидит рядом), волки (два волка на фоне деревьев, освещённые солнцем, смотрят в одну сторону), лисы (два лисёнка резвятся и играют на пожухлой траве), речные выдры (в мутной речной воде, среди зарослей растений, плавают два зверька).

Надпись в кадре: Свыше 300 видов птиц. Показана крона дерева на некотором протяжении, будто мы пытаемся найти птиц взглядом. На другое дерево с длинными висящими плодами, сбросившее листву, присаживается белая цапля, сидит, взлетает, на фоне сероватого неба.

Надпись в кадре: Замысел этих людей восстановил то, что уничтожалось годами. Пара, похоже, даёт интервью, женщина жестикулирует и вдохновенно о чём-то рассказывает. Тропический лес в дымке, вид сверху.

Надпись в кадре: Поделись этим видео. В правом нижнем углу – жёлтый крест на фоне затемнённой фотографии тропического леса. Кадр в белой рамке.

***
Автор описания Анна Демидова (геоботаник, кандидат биологических наук, сертифицированный волонтёр фонда поддержки слепоглухих людей «Со-единение»)

Капитан сборной команды России по футболу Игорь Акинфеев

изображение 1

изображение 2

изображение 3

изображение 4

изображение 5

Голкиперу Игорю Акинфееву 33 года. Это высокий (1 метр 86 сантиметров) мужчина, широкоплечий и статный. У него овальной формы лицо, чуть выдающийся вперёд, чётко очерченный подбородок. (Про такой подбородок говорят «волевой»). Характерная особенность его лица – близко посаженные глаза и густые низкие брови. Когда Игорь улыбается, его зеленовато-карие глаза суживаются, и от них разбегаются лучики морщинок. Лоб у него высокий и широкий, волосы – густые, тёмно-русые, коротко подстриженные, надо лбом линия стрижки округлая. У него широкие плоские скулы, нос от переносицы вниз – немного «уточкой», то есть, чуть выгнутой формы, крылья носа довольно широкие. У Игоря Акинфеева тонкая верхняя губа, изогнутая с небольшой, но заметной асимметрией: с левой стороны дуга чуть выше, чем с правой. У него крупные, плотно прижатые уши. На левом виске у Игоря – круглое родимое пятно величиной с десятикопеечную монетку.

Читать далее Капитан сборной команды России по футболу Игорь Акинфеев

Обложка альбома: «Aftermath», «The rolling stones»

изображение

Обложка представляет собой фотографию участников группы на черном фоне. На переднем плане Брайан Джонс в розовой рубашке смотрит прямо на зрителей, слегка запрокинув голову назад.
Справа от него Кит Ричардс, который подпер щеку кулаком и задумчиво смотрит куда-то справо от себя. Они оба сфотографированы до уровня плеч. За правым плечом Брайана нам виден Мик Джаггер, одетый в пятнистую «леопардовую» рубашку. Он также смотрит прямо в камеру, чуть подавшись вперед.
На заднем плане слева Чарли Уоттс в серо-сиреневом костюме и рубашке в тон, справа Билл Уаймен в голубой рубашке и песочного цвета куртке. Они изображены до уровня пояса.
У всех музыкантов удлиненные стрижки с густыми челками до бровей по моде того времени. Брайан Джонс блондин, волосы Кита Ричардса практически черные, остальные участники группы имеют русые волосы. 
Свет направлен так, что освещаются только правые стороны лиц музыкантов, особенно это заметно по Уоттсу и Уаймену на заднем плане.
Фотография специально выполнена с искажениями и размытостями, детали видны нечетко.
в левом верхнем углу синим шрифтом c подчеркиванием заглавными буквами написано AFTERMATH, ниже прописными the rolling stones, еще ниже мелко написано including paint it, black
Также в левом верхнем углу белым шрифтом написано stereo ps 476, а в правом верхнем курсивом в рамочке LONDON

***
Автор описания: Анна Кейбал
Описание выполнено для радиопередачи Longhair show, выходящей в эфире Радио Всероссийского общества слепых «Радио ВОС»