Миниатюра «Одуванчик в вазе»: Карл Фаберже

изображение

Воздушный одуванчик – символ бренности бытия, улетающий от простого дыхания, эфемерный и мистический. Кто может поймать неповторимую сиюминутность? Только кудесник Фаберже.
Прошло более ста лет, а прекрасный «Одуванчик» Карла Густавовича неизменно удивляет в витрине № 20 посетителей Оружейной палаты Московского Кремля. Драгоценный цветок прописался здесь не очень давно: куплен в 90-х годах прошлого века у частного московского коллекционера.
В твоей душе возникает восторг, когда смотришь на одуванчик Фаберже, словно пятнадцать минут назад сорванный и поставленный в вазочку из прозрачного стекла – горный хрусталь искусно передает ощущение: там – вода. Стебелек из золота, листья из нефрита. Но самое поразительное, на концах серебряных тычинок натуральный одуванчиковый пух. До сих пор ювелиры не могут понять, как удалось Фаберже закрепить нежнейший пушок, который мнется от любого прикосновения. Но и этого мастеру показалось мало, сверху разбросаны мелкие бриллианты огранки «роза», которые при правильном освещении сверкают подобно утренней росе.
Ученые долго сомневались в естественности пушинок. В музей пригласили эксперта по одуванчикам из Ботанического сада МГУ, который подтвердил: да, это настоящий пух и назвал дату сбора. Что абсолютно идентифицировало раритет с годом производства.
Современный человек наивно гордится развитием техники и технологий. Вот только повторить сделанное Фаберже сегодня почему-то не удается.
Глядя на это произведение искусства, понимаешь, что это настоящий шедевр.

Кварц-волосатик

изображение

На камень волосатик невозможно не обратить внимания. Он настолько красив, насколько интересны легенды о его появлении и создании богиней любви Венерой. Красота создания сравнима только с её роскошными локонами.
Перед нами неровный многогранник кристально прозрачного цвета, размер которого равен около 15 см в длину, в высоту – около 7 см. Внутри кристалла видны тонкие нити темно-серого цвета, похожие на тонкие волосы. Потому-то кварц-волосатик имеет и другое название — «волосы Венеры».
Этот самоцвет представляет собой разновидность горного хрусталя, в котором находятся включения рутила или других минералов, таких как турмалин, актинолит и прочие. Название свое кварц-волосатик получил потому, что его кристаллы насыщены игольчатыми или волокнистыми вкраплениями, которые и создают эффект волос внутри самоцвета.
Особую притягательность этому камню придает его уникальность, так как вкрапления в каждом таком кристалле образуют неповторимые рисунки.
Оптический обман возникает именно из-за переливов внутренних пластин. Чаще всего такие включения образованы рутилом, но также в природе встречаются и другие минералы в составе данного кварца, такие как: гетит, стибнит, козалит и многие другие. Считается, что рутиловые вкрапления усиливают магические свойства кварца. В зависимости от цвета, толщины нитей, их называют или волосами Венеры или же стрелами Амура (Купидона), а иногда бородой Али или волосами Тетис.
Волосы Венеры – это тоже оптический эффект. Кроме золотого оттенка, встречается в природе и серебряный камень. Цвет серебра — асбестовый кварц. Густые скопления асбеста дают серебряный тон. Самым уникальным и необычайно красивым считается зелёный самоцвет. В нём иголочки внутри кристаллов образуют узоры и рисунки. Можно устроить игру «Что внутри?», каждый увидит своё: трава, мох, птица, цветок. Рисунок может быть запутанным и фантастичным.
Глядя на этот игольчатый минерал, можно представить, что внутри прозрачного кварца находится редкий лес или кустарник, но если мы будем поворачивать этот многогранник в разные стороны, то эта «реальность» может меняться, и только от нашего воображения будет зависеть то, что мы там внутри увидим.
В России самые крупные залежи кварца-волосатика встречаются в районе Онежского озера, по соседству с островом Кижи. Прекрасные кристаллы горного хрусталя с иглами рутила издавна добывают на Приполярном Урале.

Друза (гроздь) горного хрусталя

Изображение

Этот минерал представляет собой крупно кристаллический кварц, поражающий своей идеальной прозрачностью. Кристаллы настолько совершенны и чисты, что в давности этот минерал воспринимался людьми как окаменевший лед. У хрусталя существует еще одно интересное свойство: он на ощупь сохраняет свою прохладность, что еще раз навевает на мысль о его ледяном происхождении. К тому же кристаллы этого минерала в основном находили в горах, среди льда и снегов.
Обладая высоким показателем твердости (по шкале Мооса у него 7 единиц), горный хрусталь достаточно хрупкий.
Основание горного хрусталя, представленного в виде друзы, напоминает нам цветок, основание которого слегка изогнуто. Сростки кристаллов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, характеризуются крайней теснотой и хаотичностью расположения отдельных кристаллических тел. Кристаллы на ней растут от центра к периферии основания. Все это напоминает диковинные прозрачные сосульки.
Друза горного хрусталя располагается в неком пространстве темно-сиреневого цвета. Поэтому, цвет друзы слегка розоватый.
Размер минерала примерно 20*30*20 см.
Не случайно термин «хрусталь» произошел от греческого слова «krystallos» — «лед». В Японии горный хрусталь считают замершим дыханием Дракона».
Кристаллы «вырастают» в трещинах рудных жил, получивших название «хрустальных погребов». В пустом пространстве кристаллы свободно разрастаются, заполняя его целиком. В длину такой минерал может достигать от нескольких сантиметров до пары метров.
Природа сама придает минералу «огранку» в виде шестиугольной призмы, у которой образуются заостренные окончания ромбоэдрической формы.

«Анютины глазки»: Цветочная композиция Карла Фаберже

Изображение

Когда речь заходит о Карле Фаберже, первым делом в памяти всплывают его удивительные шедевры – пасхальные яйца, прославившие этого мастера на весь мир. Но не менее прекрасны и другие его ювелирные изделия, изготовленные из различных самоцветов, особенно это касается удивительных по красоте и изяществу цветов, из которых он больше всего любил скромные полевые.
Для этих целей Фаберже использовал палитру самых разных минералов. Он первым, оценив многоцветье уральских, сибирских и кавказских самоцветов, начал с ними работать, научился менять их природный цвет, чтобы добиться требуемого оттенка, умел придавать любой цвет золоту, смело сочетал в своих изделиях благородные материалы и не очень. Великий мастер владел множеством секретов, разгадать которые ювелиры не могут до сих пор.
Среди утонченных и трогательных цветков Фаберже чаще всего встречаются анютины глазки, которые символизировали мысли дарителя о предмете своих дум и чувств и романтически назывались «восторгами Купидона». Цветок анютиных глазок выполнен из золота и покрыт нежнейшими многоцветными эмалями. Листья вырезаны из нефрита, а стаканчик из горного хрусталя обработан так искусно, что, кажется, будто в него налита вода.
«Анютины глазки» — единственный цветок в мире Фаберже, оборудованный механизмом с портретными миниатюрами. Цветок был сделан в 1904 г. и подарен Николаем II императрице Александре Федоровне на десятилетие их брака. При нажатии на кнопку лепестки цветка открываются и становятся видны миниатюрные портреты дочерей и сына императорской четы.
Утонченный каменный букет подчеркивает мастерство автора. Мы можем любоваться живой красотой, запечатленной в горном хрустале.

Литография: Люди и оборотень

изображение

По земле на четвереньках ползёт волк-человек. Он одет в брюки, а передние лапы похожи на руки. Оборотень огромен.
Сзади стоят два человека. Их рост примерно равен размеру ступни оборотня. Вероятно, они как-то беспокоят или обижают оборотня. Он оглянулся и затравленно огрызается, высунув длинный язык.
Перед оборотнем плотной группой стоят несколько десятков человек. Они настороженно смотрят, но, кажется, уже не боятся этого человека-волка.