Иван Константинович Айвазовский, «Набережная восточного города

изображение

Холст, масло, 1852 г. Картина написана в альбомном формате, размер 94 см на 141 см. Скорее всего, она изображает Константинополь – город, который Айвазовский считал красивейшим на земле.
Большая часть полотна отдана небу, остальное пространство изображает море, плоский берег, небольшую кофейню и отдыхающих мужчин. Линия берега идет диагональю из левого нижнего угла картины вправо и скрывается за кофейней. Художник не изобразил солнце на картине, но оно незримо присутствует, наполняя всё пространство светом.

Справа на переднем плане – постамент серого камня площадью несколько квадратных метров, от него к морю спускаются две ступени. На постаменте углом стоит большая скамья коричневого дерева, на которой удобно расположились шестеро мужчин, один из них держит кальян. Отдыхающие облачены в шаровары до колен, сапоги светлой кожи, рубашки с широкими рукавами и кафтаны, их головы покрыты тюрбанами. Мужчины расслабленно облокотились на спинку скамьи, за неспешными разговорами они отдыхают после долгого дня. Напротив скамьи лицом к сидящим стоит еще один мужчина, на нем белые шаровары, бежевые кожаные сапоги, просторная белая рубашка, подпоясанная темным кушаком, и белый тюрбан. Позади мужчины стоит скамеечка для ног темно-коричневого цвета. Слева от нее лежит ветвь со множеством зеленых листков. Чуть левее – красная роза, на постаменте разбросано несколько лепестков.
Позади мужчин на среднем плане изображено здание кофейни красновато-бежевого камня с плоской крышей и стенами, увитыми плющом. С левой стороны на уровне второго этажа к кофейне примыкает маленькая веранда с балконом и крышей, покрытой черепицей терракотового цвета. На веранду можно подняться по лестнице светлого камня, на ступеньках сидит мужчина в красной рубашке, красной феске, белых шароварах до колена и сапогах бежевой кожи. На перила балкона опирается пожилой мужчина в белой одежде, он смотрит на отдыхающих внизу. Еще двое мужчин укрылись в прохладе веранды. Над плоской крышей кофейни в дымке можно различить минарет серо-бежевого цвета.
Справа от лестницы вертикально натянуто белое полотнище, которое скрывает остальные помещения кофейни, оно же защищает отдыхающих от южного солнца.

Слева от постамента тянется береговая линия, она вымощена брусчаткой и плоскими плитами серого камня, между плитами и морем – полоса песка красно-коричневого цвета шириной в метр-полтора. У ступеней постамента стоит усатый мужчина в черных шароварах до колен, темно-коричневых кожаных сапогах, белой рубашке и красной феске. На правом плече у мужчины висит накидка синего цвета, правой рукой он опирается на трость. Мужчина смотрит на отдыхающих на скамье.
На переднем плане слева, в паре метров от берега, покоится на волнах лодка коричневого дерева, на веслах сидит юноша в красной рубашке и маленьком белом тюрбане. Напротив лодки на берегу – два бочонка темно-коричневого дерева.

Море на картине спокойно и безмятежно, оно неторопливо катит свои волны к берегу. Его цвет – спокойный светло-синий, он превращается в белую дымку на горизонте и почти сливается с небом. В сторону берега величественно плывет корабль с белыми парусами, за ним – еще один. На заднем плане слева еле заметными белыми мазками изображены паруса еще двух кораблей. На небе ни единого облака, один лишь цвет, свежий кремово-желтый с легким отзвуком оранжевого.

Картина хранит в себе тайну: практически невозможно определить, закат изобразил художник или же рассвет. Неподвижное море и чистое небо навевают мысли о раннем утре, когда восходящее солнце золотит паруса кораблей. Уставшие мужчины в кофейне, свет, падающий на них сквозь полотнище, говорят о том, что солнце вот-вот сядет. К тому же, в старом Константинополе существовал обычай по вечерам раскладывать розы на земле. Мы никогда не узнаем разгадку этой тайны, нам остается лишь любоваться дошедшей до нас красотой.