Статья: православная церковная вышивка (с описанием)

изображение

Православная церковная вышивка (золотое и лицевое шитьё). 
Золотошвейное дело пришло на Русь из Византии и получило здесь стремительное развитие. Сейчас образцы древнерусского шитья — покровы на мощи святых, шитые иконы, пелены и плащаницы, литургические комплекты — хранятся в музеях как драгоценные экспонаты. Богатое собрание образцов церковной вышивки хранится в музее-ризнице Троице-Сергиевой Лавры. В советское время искусство церковной вышивки было практически утрачено, изгнано как часть чуждой идеологии. Но в последние пару десятилетий двадцатого века усилиями церковных деятелей, искусствоведов, художников, золотошвейное дело возродилось, и сейчас успешно развивается.

Церковная вышивка отличается от светского рукоделия тем, что это искусство по-настоящему элитарное. Элитарность эта обусловлена тремя главными факторами. Во-первых, и прежде всего, это искусство посвящено Богу как высшему началу. В стремлении выразить невыразимое, запечатлеть незапечатляемое, вышивка, как и другие церковные искусства опирается на традицию, канон. Поэтому церковная вышивка неразрывно связана с иконописью. 

Второй фактор логично вытекает из первого. Это искусство посвящено самому прекрасному, высокому и чистому, что только может представить себе или испытать человек. Поэтому при создании изделий для храма используют только натуральные материалы, притом, материалы драгоценные: дорогие ткани — бархат, парча, шёлк, хлопковые и шёлковые нити, жемчуг, драгоценные камни, а также золотую и серебряную нить. 

Третий важный фактор, обуславливающий элитарность церковной вышивки — её трудоёмкость и сложность. Любая вышивка — дело кропотливое и не быстрое, но церковная вышивка отличается особым набором древних затейливых и необычайно эффектных выразительных техник, овладеть которыми под силу далеко не всякой мастерице. Крупные работы в области церковного шитья выполняются соборно, силами нескольких мастериц, каждая из которых выполняет отдельный фрагмент работы. Затем все фрагменты собираются вместе. Иногда работа над какой-нибудь крупной вещью — деталью священнического облачения — митрой, саккосом, или богослужебным предметом — плащаницей, литургическим комплектом — может продолжаться несколько месяцев, до года и более…

Данное описание затронет лишь немногие, наиболее характерные и выразительные из золотошвейных техник. 
Итак, одной из эффектнейших, потрясающе красивых золотошвейных техник является золотное шитьё «в прикреп». Для прикрепов используется металлизированная нить — золотая или серебряная. Нити эти действительно золотые или серебряные: настоящее трёхпроцентное золото или серебро раскатывают в фольгу и наносят на хлопковую нить. Готовую нить наматывают на большие катушки — бобины. Золотое напыление довольно прочное, но всё же шить им обычным способом — вдевая нить в иглу и продёргивая нить сквозь ткань с лица на изнанку и обратно — невозможно, металл сдирается с нити. Поэтому золотая нить пришивается к ткани при помощи другой, как правило, армированной (особо прочной) нити. Выполняется прикреп в несколько этапов. Сначала контур элемента, который собираются зашить прикрепом, заполняют длинными (во всю ширину элемента) горизонтальными стежками толстой хлопковой нитью — гарусом. Получается такая полосатая поверхность. Стежки стараются класть как можно более равномерно, расстояние между стежками делать в толщину самой гарусной нити. Это — настил, нижний слой, который не будет виден на готовом шитье. 

Золото крепится поверх настила различными способами. Мы разберём самый простой прикреп, который называется «клопчик» или «рогожка». Золотную нить в нужном количестве наматывают на катушку или веретёнце. Армированную нить вдевают в иголку, делают узел на конце и выводят с изнанки на лицо.
Золотная нить крепится к ткани вертикальными рядами. (Это проще всего представить себе как рисование: нижний слой — настил — горизонтальные штрихи, верхний слой — золото — перпендикулярные штрихам настила вертикальные штрихи). Если зашиваемый элемент имеет неправильную форму, то пришивать золото, как правило, начинают в самом высоком месте, то есть там, где вертикальный ряд будет наиболее длинным. Небольшое количество золотой нити отматывают от катушки, кладут поверх настила и пришивают армированной нитью в самом низу будущего вертикального ряда, под самым нижним горизонтальным гарусным стежком. При этом, золотая нить пришивается не за самый кончик: мы оставляем небольшой, сантиметров в пять, свободно лежащий хвостик. Пришивается золото совершенно обычным способом: армированная нить на иголке у нас выведена на лицо, мы обводим ею золотную нить, втыкаем иголку в ткань, уводим нить на изнанку и затягиваем. Следующий стежок мы будем делать, отсчитав четыре горизонтальных ряда, между четвёртым и пятым горизонтальным гарусным стежком. Следующий — ещё четырьмя рядами выше, между восьмым и девятым стежком настила, потом — между двенадцатым и тринадцатым, и так далее, до самой высокой точки. Здесь мы снова прикрепим золотную нить, независимо от счёта, согнём её вниз и пойдём обратно, прикрепляя золото во втором вертикальном ряду точно также, как и в первом. Дойдя до низа, мы снова прикрепим золотную нить у кромки вышивки, согнём её вверх, и будем пришивать третий ряд, но со смещением: мы точно также пришиваем золото через каждые четыре горизонтальных ряда, но делать это начинаем чуть раньше — не после четвертого, а после второго ряда настила (потом после шестого, после десятого, и так далее). Дошли до верха, развернулись, и идём вниз, крепя золото в четвёртом вертикальном ряду точно также, как и в третьем. Пятый и шестой ряды выполняются как первый и второй, седьмой и восьмой — как третий и четвёртый. Так ряды чередуются до самого конца, по всей поверхности вышиваемого элемента. Зашив таким образом всю поверхность, мы закрепляем армированную нить на изнанке, а золотную нить отрезаем, оставляя хвостик. Гарус, на котором лежит золото, имеет толщину, поэтому рисунок — шахматные клеточки — получается чуть выпуклым, рельефным. (Хвостики затем уводятся на изнанку следующим образом: иголка с длинным ушком наполовину втыкается в ткань там, где начинается хвостик, в торчащее из ткани ушко мы вставляем кончик золотной нити, протаскиваем и иголку наизнанку вместе с хвостиком золотной нити, иголку снимаем). 

Золото блестит при свете, и вышитые золотом иконы «живут», свет играет на них, преломляется по-разному, в зависимости от ракурса, с которого на них смотрят. Необычайно эффектно!
Прикрепов существует очень много. Следуя схеме, по которой крепится нить, можно выложить золото диагональными (косыми) рядками, ромбиками, крестообразно…
Выразительный эффект достигается не только за счёт схемы прикрепа. Очень часто цвет прикрепляющей (армированной) нити подбирают контрастно по отношению к металлической нити: пришивают золото красной, зелёной, голубой ниткой, тогда узор на блестящей поверхности вышивки становится цветным.

В церковном шитье золотом в прикреп вышивают нимбы и облачения Спасителя, Богородицы и святых, а также элементы орнаментов, буквы тропарей и другие значимые детали.

На фото — образец современной церковной вышивки. (Это одно из клейм большой вышитой иконы. Клейма — маленькие иконки, на которых, как правило, изображаются разные сюжеты из житий святого, изображение которого помещается на центральной, большой иконе. Клейма располагаются по контуру вокруг центральной иконы) Представленный на фото элемент — клеймо к вышитой иконе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Сюжет — Успение (кончина) Патриарха. Фигурка почившего Патриарха — в центре композиции. Святейший лежит во гробе, он облачен в патриаршее одеяние, левая рука прижимает к груди Евангелие, правая — вытянута вдоль тела, Голова святого окружена нимбом. Справа и слева от гроба небольшими группами стоят монахи — старцы и юноши. Группа справа (в ногах гроба) — более многочисленная. Стоящий ближе всех ко гробу молодой монах опускает крышку на гроб, другой молодой священник стоит чуть правее первого, в правой руке у него кадило, в левой — дароносица или баночка с помазанием. За их спинами толпится ещё несколько монахов. В изголовье гроба стоит старец с Евангелием в руках, его голова также окружена нимбом. Чуть позади него стоит ещё один престарелый монах. На заднем плане — фасады храмов. На уровне куполов, на свободных участках фона вышита, по канону православной иконописи, надпись на церковно-славянском языке: Успение Святителя Тихона. Буквицы надписи — стилизованная церковная вязь. Облачения Святейшего и монахов, нимбы, гроб, буквицы, стены и купола храмов — всё это вышито золотом в прикреп, цвет прикрепляющей нити — в тон золота, жёлтый. Использовано несколько чередующихся видов прикрепов, так что рисунок, по которому уложено золото, на близко расположенных деталях всегда разное. Контуры всех элементов вышиты коричневым цветом, власы (волосы) молодых монахов — также коричневый цвет двух оттенков — каштанового и бурого. Власы Патриарха и старцев — серый цвет, они седые. Для ликов и рук фигурок использован цвет близкий к телесному. Черты лица и пальцы вышиты контурно, коричневым. Цвет фона — серый, для фона использована серая парча. 
Таким образом, икона выполнена монохромно: в ней использованы всего три цвета, главный из которых — золотой. 
В вышивке, наряду с прикрепами, использованы и другие вышивальные техники. Для личного
(ликов и кистей рук, власов и бород), а также обрезов обоих Евангелий использована техника глади «в раскол», шелковой нитью. Позём (земля, на которой лежит гроб и стоят фигурки), обложки Евангелий, врата центрального храма, и некоторые другие элементы архитектуры храмов, зашиты в золотной технике «скань». Контур нимба Патриарха обведён жемчугом.
Икона, фрагмент которой приложен к описанию, создана силами мастериц золотошвейной мастерской московского Донского монастыря. На фото имеется прямоугольный водяной знак: надпись «Донской монастырь» на фоне храма.

***
Автор: Екатерина Молодова