Эдвард Мунк — «Крик»

изображение

«Крик” Картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная примерно в 1893 году маслом, темперой и пастелью на картоне размером 91 на 73 см. Картина написана в манере экспрессионизма.

В центре картины мы видим кричащего в ужасе, отчаянии и панике человека, стоящего на мосту через реку. Фигура помещена в центр холста, но таким образом, что мы видим только часть её. Ноги торса обрезаны нижним краем картины. Фигура, как и вся картина, написана в манере экспрессионизма, она упрощена, искажена, примитизирована до такой степени, что от образа человека остается лишь “плавающий” силуэт и эмоция, которая искажает лицо. Фигура упрощена настолько, что напоминает в большей степени эмбрион с намеками на глаза, нос и рот или обтянутый кожей скелет.
Одетый в черное худой человек с гримасой крика держится руками за голову, закрыв уши, его глаза широко распахнуты (художник написал их большими круглыми мазками с намеком на зрачки), рот написан черной краской и представляет собой вертикально вытянутый овал. Кожа изображена оттенками приглушенного оливкового цвета с примесью и мазками такого же жухлого оранжевого и желтого цветов. Лицо человека, как и мост, как и два берега, изображены одними и теми же цветами. Колорит всей картины скуп. Картина написана в приглушенных грязных тонах, с использованием черной, синей, красной, оранжевой, оливковой красок и охры — оранжевый. Фигура извивается как и всё вокруг.

Мост, на котором стоит человек, занимает весь нижний левый угол: перила, начинаясь чуть выше середины левого края картины, спускаются вниз по диагонали и рассекают всю картину на две части. Пейзаж, который находится за мостом, представляет собой реку с берегами и двумя холмами на горизонте. Небо занимает одну треть картины. Мы наблюдаем закат. Широкие длинные волнообразные мазки кроваво-красного цвета, оранжевого, охры, желтых и бирюзовых оттенков создают ощущение бушующего горизонтального костра, дополняя ощущение тревоги и страха, излучаемого фигурой.
На горизонте мы видим холмы, написанные той же извивающейся линией. Небо словно обтекает их, спускается ниже, заворачивается, перетекает в берега, горы сливаются с рекой, текущей под мост. На черной воде мы видим голубые линии пастели, создающие ощущение, будто эту голубизну выскребли из-под черного цвета.

На мосту вдали стоят две условные черные фигуры, написанные грубыми полуразмытыми небрежными мазками.

Эта картина была создана художником под влиянием сильного впечатления. Он писал:
“Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.”
***
Автор описания: Алина Ханова