Бригантина и все её разновидности

Бригантина – парусное морское судно, появившееся в начале XVI века. Средние размеры, быстрый ход и легкая маневренность сделали их популярными среди пиратов. Итальянское браганете, означающее разбойник, пират, и легло в основу названия этого типа корабля.

Корпус бригантины изготавливается в традиционной для судов прямоугольной форме с заостренным носом и приподнятой над водой закругленной кормой. Данный тип судна относится к двухмачтовым, с обязательным присутствием на передней, фок-мачте, прямых парусов, а на задней, грот-мачте, косых. Прямые паруса – прямоугольной формы, косые обычно в форме неправильного треугольника. Часто бригантину относят к трехмачтовым судам из-за наличия на ней третьей, наклоненной вперед по ходу движения мачты – бушприта. Носовой бушприт стал обязательным элементом парусного вооружения для придания судну большей маневренности: расположенные на нем косые паруса кливера и стаксели придавали кормчему дополнительные возможности для управления. Поэтому, несмотря на наличие трех мачт на бригантине – бушприта, фок-мачты и грот-мачты, данное судно относится к двухмачтовым. При этом в зависимости от комбинаций парусов на второй мачте, существуют три модификации бригантин: классическая, с косыми парусами, бригантина брам с одним прямым парусом и бригантина брамсель с двумя прямыми парусами.

Если парусное вооружение отличается от остальных судов, то корабельная оснастка традиционна. Она состоит, прежде всего, из рангоутов, от английского рангоут – круглое дерево. К рангоутам относятся мачты и реи. У бригантин имеется неподвижный рангоут – передняя мачта бушприт, а также подвижный, преимущественно грот-мачта. Внешне она имеет форму креста с одним или двумя горизонтальными перекладинами.

Второй основной составляющей корпуса бригантины является такелаж, от голландского такель – оснастка. Такелаж – это пеньковые или стальные канаты, а также цепи. Канаты нужны для создания парусной конструкции и управления ими, а цепи используются преимущественно для поднятия и опускания якоря.
Верхняя палуба корабля располагается на большом возвышении над водой, что делает невозможным применение весел. Сама палуба поделена на две неравные половины. В первой, носовой части, расположены точки крепления двух мачт и размещается вспомогательное такелажное оборудование. Вторая половина палубы может быть приподнята над первой, и здесь размещают капитанский мостик, штурвал судна, а также основной вход в подпалубное пространство – трюм корабля.