Наталья Сергеевна Гончарова, «Завтрак» (1924 г.)

изображение

Перед нами сцена, наполненная глубоким психологизмом. Тщательно выстроенная внутренняя драматургия позволила сделать мгновенный слепок истории жизни нескольких людей. Мы видим стол в саду, семейную пару и троих гостей. Видимо, недавно эти люди закончили завтракать. Служанка подает большое блюдо с фруктами.
Безусловным центром картины является усатый мужчина в темном костюме, сидящий за столом. Всё происходит вокруг него. Скорее всего, это хозяин дома. С какой плотоядно-сладострастной, масляной ухмылкой он смотрит на даму в розовом, сидящую напротив. Они с «розовой» словно в одной плоскости. А другая дама, в голубом, вероятно, жена – отстранена, она на обочине, хотя и сидит между ними. У нее усталый вид, ей, похоже, давно приелись шашни супруга, в ее лице ни малейшего намека на ревность – полное равнодушие и отстраненность с легкой нотой скепсиса. Небрежно отставив руку с сигаретой, она наклонилась в сторону «розовой» и что-то ей говорит.
Но «розовая» сейчас не способна ее услышать, она вся устремлена к усатому мужчине: наклон тела, слегка вытянутая в его сторону шея, взгляд, даже кончики туфель. Кстати, ноги здесь играют особую роль: мужская нога, возможно, мгновение назад касалась теперь скрещенных, но неумолимо направленных к нему ног «розовой», а дама в голубом, скрестив ноги под собственным стулом, осталась в стороне.
Сладострастие, грех, пресыщенность витают над столом. Руки мужчины сжимают сорванные цветы. И пейзаж на заднем фоне соответствует общему замыслу: непосредственно за человеком в темном иссохшие деревья, в то время как по сторонам зеленеет буйная листва.
Остальные три фигуры изображены стоя. В правом углу вопиюще глупого вида юнец в желтом. Послушный и не сводящий взгляда с дамы в розовом, он не на шутку увлечен ею. Рядом девушка в белом, искренняя и печальная. Она повернута к молодому франту, но ни во взгляде, ни в позе ее не читается любовное томление.
Символом греха и обольщения во все времена было яблоко в руках у женщины. Здесь же женщина-служанка держит целое блюдо с фруктами, словно окончательно обозначая происходящее. Она одета в строгое черно-белое одеяние.
Седьмым персонажем этой картины является собака, забравшаяся на стул рядом с усатым и повернувшая оскаленную пасть к даме в розовом. Цвет костюма усатого мужчины и масть собаки практически совпадают.