Зинаида Евгеньевна Серебрякова, «Беление холста»

изображениеЗинаида Серебрякова в своём родовом имении часто наблюдала за работой крестьянок и делала зарисовки. Художница просила деревенских женщин побыть моделями для ее этюдов. В 1916 году З. Серебрякова нашла тему для своей новой монументальной картины – «Беление холста». Уже летом этого года она сообщала в письме к мужу о начале работы над картиной. Она рисовала крестьянок на лугу около реки – по утрам они расстилали на траве сотканные холсты, оставляя их «выбеливаться» под лучами солнца.

На картине «Беление холста» изображены четыре высокие, сильные деревенские девушки. Это крупные женские фигуры, заполняющие собой плоскость картины. Композиция построена так, что зритель видит девушек как бы снизу, на фоне летнего неба с облаками. Это придаёт картине величавое спокойствие и монументальность. Три работницы стоят ближе к зрителю, с холстами в руках. Они обернулись назад и смотрят на четвёртую, расстилающую холст на коричневой земле.

Работницы одеты в белые рубашки, тёмно-синие юбки подоткнуты до колен, видны крепкие ноги. На головах косынки, завязанные назад.
Девушка, стоящая с правой стороны, поддерживает холст, развешенный позади неё на палках. Её простое, спокойное лицо изображено в профиль.

В центре изображена девушка в красной блузе. В правой руке на палке и на левом плече она держит свёрнутые холсты. Работница обернулась назад, видна только левая щека.
С левой стороны картины стоит третья девушка. Виден правый бок и часть спины. На голове красная косынка. Руками девушка держит растянутое полотнище холста.
Чуть правее неё на заднем плане изображена четвёртая работница, расстилающая холст. Она наклонилась к земле, видно её спокойное и приятное лицо.

Картина «Беление холста» – это гимн труду, величавый аккорд, прославляющий красоту, молодость и силу русских крестьянок.