Памятка волонтёру

Строгих правил описания людей, природы, животных или чего-то ещё, думается, не может быть. Многое зависит от вашей наблюдательности и чувства слова. Тем не менее, в этом тексте мы собрали рекомендации, которые помогут вам сориентироваться в этом деле.

С чего начать?
Глядя на изображение, постарайтесь выделить главное, что именно сразу бросается в глаза, и начните именно с этого. Опишите композицию, а затем переходите к подробностям.
Например: «Светловолосая девушка сидит в кресле с золотистым смартфоном в руках. Она внимательно смотрит на экран смартфона».
Сразу понятно, что в центре внимания — девушка, а не кресло и не смартфон, и понятно, какова композиция.

Уместны ли в описаниях оценочные суждения?
Пример: «Рядом с некрасивым деревом стоит привлекательный молодой человек».
Это не слишком-то информативно. Стоит присмотреться и задуматься: какие детали определили эти оценки?

Возможно, что на картинке дерево с кривым стволом и с редкой листвой, а молодой человек — гармонично слажён и у него доброжелательное выражение лица. Так будет гораздо содержательнее.

Описываем человека (людей)
При описании человека важно подумать, насколько детальным оно должно быть конкретно в данном случае.
Одно дело, если это портрет или фотопортрет, тогда подразумевается максимально подробное описание: примерный возраст, фигура (высокий, стройный…), черты лица, причёска, одежда, что делает (стоит и улыбается…).
В ином случае, скорее всего, будет достаточно назвать, пол, примерный возраст и ещё что-нибудь особенное, что бросается в глаза, будь то необычная деталь одежды, борода, татуировка и прочее.

Одежда и аксессуары
При описании различных предметов одежды и аксессуаров (сумочка, юбка, блузка, серьги и т. д.) важно: какого цвета, из какого материала, если одежда, то какой фасон, есть ли пуговицы, какие рукава, орнамент, блёстки, рисунок, то есть чем этот предмет одежды интересен, чем он выделяется, что в нём особенного.

Достопримечательности
При описании достопримечательностей важно: что это (здание, памятник, скульптура), какое оно (высокое, какие цвета, оттенки, может быть характерные черты, по которым сразу можно понять: «Это оно!»).
Не забывайте кратко пояснять используемые архитектурные термины.

Картины, пейзажи
Что изображено (например, журавль в полёте, маленькая девочка, играющая с котёнком); что какого цвета, какой общий сюжет, что происходит (волны бьются о камни, летят птицы, медленно плывёт облако).

При описании картин и открыток желательно не увлекаться чрезмерно подробным указанием расположения того или иного объекта на полотне. Не превращайте описание в длинное перечисление того, что занимает верхнюю треть, правую нижнюю четверть, находится почти в левом верхнем углу. Это усложняет восприятие текста, будто это не описание картины, а описание места преступления или план какого-то строения.
Гораздо важнее сохранить целостность описания. Назовите, что является центром композиции, что находится рядом, выше, ниже, ближе, левее…

Животные и птицы
Что за животное, какой окрас, что оно делает (прыгающий заяц, кошка, нападающая на собаку).

Автомобили, самолёты, прочий транспорт и техника
Опять же, что это — какая модель, марка, какие цвета присутствуют, что кажется необычным, особенным. Технические детали и элементы опишете, если разбираетесь в них. Специальные термины кратко поясните.

Забавное, необычное, абстрактное
Сюда входят всякие смешные картинки, комиксы, абстрактные, космические сюжеты. Здесь правило одно: » Что вижу, то пишу!» Всё зависит от вашего умения красиво, грамотно излагать мысли.

Видео-клипы, видео-ролики
Здесь важно с той или иной степенью подробности описать сюжет и действующих лиц. Кто там есть, что делает, что происходит вокруг (какая обстановка). Например » 6 девушек играют с мячом, они смеются, над ними пролетает самолёт, на котором написано: Я тебя люблю, Аня! А в это время двое мужчин сидят за столом, на девушек не смотрят и что-то рисуют».
ВАЖНО!!!
При описании видеоклипов старайтесь избегать словосочетаний «На следующем кадре», «новый кадр», «на экране», «камера видит». Без крайней нужды не вводите эти фразы в описание, поскольку слишком частый их повтор режет слух, существенно удлинняет текст описания и не несёт смысловой нагрузки.

Сравните:
«На первых кадрах мы видим танцующую девушку. Затем кадры с танцем сменяются кадрами, где девушка едет на чёрном автомобиле».
И:
«Девушка танцует, затем она садится за руль чёрного автомобиля и уезжает».

Вот ещё пример для сравнения:
«…Новый кадр. Ночная улица, огни города. На следующем кадре мужчина берёт блондинку за руку».
И:
«Ночная улица, огни города.
Мужчина берёт блондинку за руку».

Незрячему и так понятно, что кадров много. И если начинается новый сюжет, значит это уже следующий кадр. Да и не так важно, тот же кадр или следующий: гораздо важнее, что именно происходит. Целостность, непрерывность описания намного ценнее подробно расписанной раскадровки!

То же самое относится к фразам типа «На экране», «В камере». Человек смотрит клип (в нашем случае, читает описание). Если в клипе не показывают телевизор, на экране которого что-то происходит, или монитор компьютера, экран смартфона, на котором присутствуют какие-то слова или изображения, упоминания «экранов и камер» излишни.

Сравните:
«Камера проплывает над ночным городом»
и
«Ночной город: вид сверху».
Если камера, на которую снят клип, не играет важной роли в сюжете, стараемся о ней не упоминать.

Интерьер, мебель
Если будете описывать интерьер дома, квартиры, комнаты или другого помещения, важны также цвета, что из чего сделано (материал), какой дизайн, стиль, если разбираетесь в этом. Какая обстановка, что где стоит. Например: напротив окна стоит диван, на нём синее покрывало в клеточку. слево от дивана низкий стеклянный столик, а на нём зелёный стакан в белый горошек.

При наборе текста описания используйте букву «ё». Заменять её на «е» не следует.

Что бы вы ни описывали, не пытайтесь слишком подробно охарактеризовать каждую мелочь. Если текст будет очень длинный, с множеством незначительных подробностей, читатель может заскучать и утомиться. Выделяйте самое важное, интересное, необычное на ваш взгляд.

Понятно, что каждое описание будет несколько субъективным, ведь одну и ту же вещь каждый увидит по-разному. Не нужно этого бояться! Смысл в том, чтобы незрячий человек получил какое-то целостное представление о том, что ему описано.

Согласитесь, если речевой синтезатор скажет: «Стоят трое мужчин в чёрных костюмах и удивлённо смотрят себе под ноги», это будет лучше, чем услышать от него «picture», «photo» или «2648rufyeiruw.png»!

Чего ещё следует избегать при создании описаний:

1. Коварное слово «Фигура». Фразы вроде «Фигура человека стоит, фигура идёт, фигура сидит» недопустимы. Не «Изображена фигура собаки», а «изображена собака».
Если же человек или другой объект изображён нечётко, виден смутно, лучше сказать «силуэт», чем «фигура».

Сравните
«На фото мы видим фигуру девочки. В руках девочки — по одному персику».
и
«На фото — девочка, держащая в руках (или в руках которой) или (она держит в руках) по одному персику.

2. Старайтесь избегать фраз «от первого лица», таких как «А сейчас я хочу описать», «мы видим»… Чаще всего их можно опустить, перейдя к, собственно, описанию.

3. Не допускайте в своих описаниях долгих рассуждений на отвлечённые темы, так называемого философствования. Конечно, описание не должно быть сухим, как техническая инструкция, но и погружаться в биографию художника, долго пересказывать предысторию создания картины, — очень нежелательно. Если считаете нужным что-то пояснить, пожалуйста, вставляйте пояснения после описания.
Фразы наподобие «Джон П., как все истинные англичане, любил чай, потому его полотна изобилуют изображениями чайных сервизов» не является описанием конкретной картины. Лучше сразу переходить к сути «На полотне Джона П. изображён жёлтый в синий горошек чайный сервиз». Можно и порой очень нужно пояснять какие-то символы, метафоры тоже могут украсить описание, но, пожалуйста, рассказывайте первым делом непосредственно о сюжете того, что вы сейчас описываете!

Вернуться на страницу «Волонтёрам».