Василий Григорьевич Перов, «Последний кабак у заставы»

изображение

Зима, всё в снегу. Дорога уходит вправо, вдаль, где на горизонте занимается рассвет. Небо белое, желтое, розоватое. На самом горизонте (в правом углу картины) виднеется церковь. С левой стороны дороги и чуть ближе к нам —
остроконечная башня, украшенная гербом: двухглавым орлом.
Ближе к нам три дома — одноэтажных и двухэтажных, а на переднем плане две примитивные деревенские повозки: без колес, на полозьях, каждая запряжена лошадью. На одной из повозок сидит девушка, закутанная в бордовый платок. Лицо девушки затемнено, детально почти не разглядишь.
Справа от повозки с девушкой, стоит небольшая черная взъерошенная собака. Она смотрит вправо. Лошадь, впряженная в повозку, что-то обнюхивает или ест с земли.
Лошадь из второй повозки изображена тёмным пятном. Создается впечатление, что она просто спокойно стоит.
Полозья обеих повозок присыпаны снегом. Видимо, он довольно глубокий.
Справа в домах светятся окна. Самый ближний к нам одноэтажный дом светло-желтого цвета с темной дверью. К двери ведут 3 ступени, засыпанные снегом, как и всё вокруг.
Здание чуть дальше двухэтажное, белое с серым, окна второго этажа высокие, состоят из трех секций.
Самое дальнее от нас здание совсем темное, одноэтажное, еле-еле видно свет в окнах. Оно находится рядом с башней.

Картина производит довольно гнетущее впечатление: довольно мрачный пейзаж, продрогшая и глядящая с опаской девушка.