Леонардо Да Винчи, «Спаситель мира»

изображение

Пожалуй, каждый культурный человек знает о существовании «Моны Лизы». Но, оказывается, Леонардо написал и мужской вариант её образа – картину «Спаситель мира» или иначе – «Сальвадор мунди».

Какое же оно, это творение, и почему наш Эрмитаж отказался его купить?

Эта работа Леонардо да Винчи датируется приблизительно тысяча пятисотым годом. В силу особенностей характера мастер часто бросал начатые произведения, которые приходилось заканчивать ученикам. Это обстоятельство затрудняло установление авторства картины.

Кроме того, за пятьсот лет картина чуть не была утрачена, её панель оказалась расколота, и реставраторы немало потрудились над ней. Российский эксперт-искусствовед Виктория Маркова в интервью утверждает, что Эрмитаж поступил правильно, не купив «Сальвадора мунди», поскольку в нём слишком мало осталось от кисти самого Леонардо.
Теперь рассмотрим картину.

Художник изобразил Иисуса Христа, как иллюстрацию к словам Евангелия: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру». Христос тут с красивым и спокойным лицом, обрамлённым острой бородкой и вьющимися локонами каштанового цвета. Он одет в синий хитон, то есть платье, и пристально смотрит на зрителей. В его левой руке лежит прозрачный шар – символ власти: и в то же время это планета Земля в миниатюре. Иисус будто держит в своей руке жизнь всех обитателей мира. При этом он изображён без нимба и короны, то есть как человек.
Шар сделан из горного хрусталя – чистейшей разновидности кварца. Художник тщательно выписал включения в породу, а рука Христа хорошо видна через прозрачную сферу.

Правая рука Иисуса поднята в благословляющем жесте, а Его волосы будто колышит ветерок. Такие локоны, а также тщательная прорисовка лица с последними штрихами вокруг глаз, нанесёнными пальцами, и психологичная манера письма позволила экспертам установить авторство Леонардо да Винчи.

Размеры картины «Спаситель мира» или «Сальвадор мунди» 65×45 сантиметров. Она написана маслом на панели из древесины ореха.

Автор описания: Наталья Потапова.