Вечеллио Тициан, «Любовь небесная и любовь земная»

изображение

Перед нами предстает прекрасный мир, полный гармонии, жизненных сил и чувственной прелести. Его воплощением становятся две женщины — обнаженная и одетая, сидящие на краю заполненного водой саркофага с барельефом, из которого маленький Амур вылавливает цветы шиповника — символ земной любви. Мы видим богато одетую венецианку, придерживающую левой рукой мандолину, и обнажённую Венеру, держащую чашу с огнём.
На венецианке белое платье, коричневый кожаный пояс с золотой пряжкой, такие же перчатки на руках, миртовый венок венчает её голову. Вьющиеся золотистые волосы ее распущены, а в руках она небрежно держит розы.
Одно плечо обнажённой девушки едва прикрывает пурпурный плащ, нижняя часть туловища прикрыта белой тканью. Волосы ее также полураспущены. Несмотря на обнаженную натуру, вся она – символ целомудрия и чистоты. Она символизирует любовь, которая преображается в вечную, небесную – на это указывает горящая лампада в её поднятой руке.
Обращает на себя внимание то, что черты лиц и волосы обеих героинь совершенно одинаковые, словно они близнецы. Только изображены они под разным ракурсом: земная женщина смотрит прямо и немного строго, а богиня и лицом, и всей фигурой обращена к ней (словно призывает к чему-то). Чистая вода в источнике символизирует рождение новой жизни.
Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. На заднем плане, вдалеке видна пара кроликов — пожелание большого потомства.
Цель Тициана — передать определенное душевное состояние. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета несколько холодных в тоне одежд создают впечатление спокойной радости.