Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни»

Изображение

Полотном «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков начал создание цикла работ об истории России. Чем эта картина примечательна? Что может дать она нам, россиянам, живущим в 21 веке? Начать стоит с исторического экскурса.

Когда в 1682 году умер царь Фёдор Алексеевич, его наследникам-племянникам, Ивану и Петру, было соответственно 16 и 10 лет. Регентское управление страной взяла на себя их сестра, Софья. Прошли годы. Пётр возмужал и женился, а регентша не спешила снять с себя полномочия. А потом подняла стрельцов на бунт против брата, будущего императора, Петра Первого. Бунт был подавлен, а Софья заточена в монастырь.

Художник переносит нас в 1698 год, на Красную площадь, и изображает Лобное место на фоне собора Василия Блаженного и Кремля. Суриков стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в минуты страшного испытания.

В центре композиции — стрельцы и их близкие. Каждый ведёт себя по-своему. Молодая женщина в богатой одежде заломила руки от горя, к ней прижался мальчик лет пяти. Рядом старуха в бессилии опустилась на землю, а подле неё стоит девочка лет четырёх в красном платке и что-то кричит. Другая молодая женщина закрыла руками лицо.

Один стрелец впал в отчаяние и опустил голову. Другой — старик — смотрит невидящим взглядом, будто не веря в происходящее. Третий — чернобородый — с напряжённым лицом собрал всю волю в кулак, чтоб с честью принять смерть. И только один рыжеволосый стрелец в красной шапке смотрит на молодого царя с ненавистью.

Царь Пётр Первый — в стороне, верхом на коне наблюдает за приготовлениями к казни. Его взгляд тоже горит ненавистью, но ещё он полон власти и силы. Между фигурами Петра и рыжего стрельца можно провести диагональ, которая показывает противостояние этих персонажей.

Трагедию момента подчеркивает и тёмный колорит картины. Это утро после дождливой осенней ночи, когда ещё не совсем рассеялся туман. Среди толпы выделяются белые рубахи осужденных и огоньки их свечей. В картине Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, в действительности изобразив лишь несколько десятков человек.

Эта картина имеет особенность: художнику дали советы два его великих современника, Л. Толстой и И. Репин. Совет Льва Николаевича: раз стрельцы держат в руках свечи всю дорогу, пока их везут на казнь, то воск оплыл и закапал руки. Это замечание Суриков благодарно принял и поправил холст. (Свечи — символ молитвы. Примечательно, что священник не присутствовал на той казни, нет его и на холсте.) А Илья Репин посоветовал коллеге добавить действия в картину, нарисовать повешенного. Художник сначала послушался и набросал фигуру, но истошный крик вошедшей служанки побудил его вернуться к начальному замыслу.

Василий Суриков — непревзойдённый мастер исторической живописи. Он никого не судит в этом полотне, а оставляет зрителю простор для размышлений. В его картинах история оживает, переставая быть скучной наукой… Шедевр Сурикова «Утро стрелецкой казни» хранится в Третьяковской галерее. Это большая картина размером 218 на 379 сантиметров.

Автор описания: Наталья потапова.