Тициан: Введение во храм Пресвятой Богородицы

изображение

Картина «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (или «Представление Марии в храме») принадлежит кисти Тициана — одного из великих художников итальянского Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Эта масштабная горизонтальная многофигурная композиция была создана в 1530-е годы для здания Санта-Мариа-делла-Карита в Венеции. Особенности размещения картины на стене были таковы, что у её нижнего края справа и слева есть исключённые из изображения чёрные прямоугольники.
Главной частью сюжета и самой картины является Мария, которую в возрасте трёх лет привели в храм родители: Иоаким и Анна. В левой половине картины в её нижней части изображено множество наблюдателей, стоящих на земле и обративших свои взгляды и жесты наверх и вправо к Марии, которая поднимается по ступеням к храму. Эта многофигурная процессия ориентирована слева направо параллельно плоскости картины. Правее примерно с середины и до правого края картины изображён вид сбоку на ступени, ведущие наверх на площадку храма. Это тринадцать широких серых ступеней, выложенных из ровных серых прямоугольных каменных блоков.
На восьмой удлинённой ступени, больше напоминающей площадку, запечатлена Мария, которая уже делает шаг на следующую ступень. Это маленькая девочка, изображённая в профиль. Лицо Марии обращено вправо вверх к входу в храм. У неё очень светлая кожа, легчайший румянец на лице и светлые золотистые волосы длиной до пояса, заплетённые в подобие косы и распушившиеся к концам. Она облачена в шелковистое светло-голубое платье до щиколоток с длинными рукавами. На всей картине больше нет элементов, выполненных в таком оттенке голубого, как это светлое платье Марии, помимо фрагментов неба. На плечах Марии угадывается полупрозрачная небольшая накидка. Её левая рука протянута вперёд и слегка согнута в локте, ладонь этой руки обращена к входу в храм. Её правая рука не напряжённо сжимает подол платья для того, чтобы продолжить восхождение по лестнице, так как ступня правой ноги девочки уже стоит на следующей ступени. Фигурка Марии окружена золотистым свечением (мандорлой) в форме вертикального овала, состоящего из расходящихся в стороны тонких лучиков.
Части храма, изображённые на картине – это широкая каменная площадка наверху в конце лестницы, а также фрагменты высоких серых ровных каменных стен в самой правой части картины. На этой площадке Марию ожидают трое мужчин и мальчик. Один из мужчин – первосвященник. Он стоит ближе всего к краю площадки, подняв руки, полусогнув в локтях и обратив их ладонями к Марии. У него длинные седые волосы и борода. На нём длинный тёмно-зелёный кафтан с небольшими чередующимися золотыми шарами и колокольчиками на концах, который надет поверх белой рубахи длиной до пола. Поверх кафтана надета подпоясанная накидка (ефод) золотого цвета без рукавов, а на его груди поверх ефода закреплён наперсник — прямоугольник из золотистой ткани, украшенный двенадцатью разноцветными круглыми камнями по три камня в четыре ряда. Головной убор первосвященника – это невысокий колпак коричневого цвета с золотистыми ободом и золотым украшением в форме перевёрнутого серпа на лбу.
У стоящего чуть правее второго священника чёрные волосы и борода. Он облачён в светло-жёлтое одеяние с объёмной красной накидкой с коричневым поясом. Его взгляд и поза выражают спокойное приветственное ожидание, а руки сложены у живота. За его спиной из-за стены храма выглядывает опирающийся на палку пожилой мужчина в чёрной накидке. За первосвященником стоит мальчик с книгой в руках. На нём светло-оранжевое одеяние, надетое поверх чёрной рубахи до пола. Взгляд мальчика обращён в сторону – к священнику в красном.

Родители Марии изображены в толпе наблюдателей, собравшихся у подножия лестницы в левой нижней части картины. Они в нескольких шагах от подножия лестницы, от которой их отделяет только одна небольшая группа зрителей (три женщины). Ясно показано, что Иоаким и Анна немолоды. Анна изображена чётко в профиль. На ней тёмно-серая накидка и светлый чепец. Анна напряжённо с волнением смотрит вправо в направлении лестницы с Марией. Иоаким стоит фактически спиной к зрителю, повернувшись к Анне. Левую руку он положил на её плечо в успокаивающем жесте. Его лицо не изображено подробно, поскольку повернуто в сторону от нас более, чем на пол-оборота. У него длинные седые волосы и борода. Его одеяние светло-красное с золотисто-коричневой накидкой, покрывающей спину и правую руку, а на ногах лёгкие коричневые туфли.
Фон картины не является единым. Узкий фрагмент слева занимает уходящая от зрителя перспектива здания с арками и чуть дальше, за этим зданием, вытянутая вверх пирамида с золотым шаром на вершине. Правее, примерно до середины изображения, фон занимает живописный пейзаж голубоватыми горами вдали, с тёмно-зелёными холмами и деревьями, а также со сдержанно-синим небом с белыми клубящимися облаками. Иоаким и Анна изображены таким образом, что они находятся ровно посередине этого пейзажного фона. Далее справа чуть более, чем половину фона изображения, занимают перспективно уходящие вдаль высокие каменные здания. Эти здания служат фоном для лестницы, по которой идёт Мария. Ближайшее к лестнице храма здание возведено из светло-серого камня, а его нижний уровень не имеет стен: его полностью занимают многочисленные мраморные колонны. Выше, под самым верхним краем картины, на стене этого здания есть два окна с выглядывающими из них наблюдателями, а между окнами – нижняя половина белой античной статуи. Местоположение обращённой к нам стены этого здания таково, что место, где Мария шествует по ступеням, расположено непосредственно под этими окнами. Второе здание размещено ещё глубже по перспективе и из-за его бело-розовой кирпичной кладки традиционно считается изображением Дворца дожей в Венеции. На этом здании есть покрытый красной тканью балкон с несколькими зрителями на нём.
Толпа зрителей в левой нижней части картины содержит более двадцати человек. Они одеты по современной художнику венецианской моде. Среди них слева от Иоакима и Анны есть группа из четырёх мужчин среднего возраста, трое из которых в широких чёрных одеяниях до пола, а один имеет поверх такого же одеяния красную накидку до пола. На них чёрные плоские головные уборы. Справа от Иоакима и Анны у самого подножия лестницы изображены три женщины в торжественных нарядах. Одна из них одета в красное платье и имеет на голове жемчужное украшение. Указательный палец её левой руки направлен в сторону Марии, а голова повёрнута назад в обращении к женщине со столько же сложной прической и украшением на голове, облачённой в тёмно-зелёное платье с бледно-жёлтой накидкой. Эта женщина держит за руку мальчика в светлом, играющего с маленькой белой пушистой собакой, вставшей на задние лапы. Третья женщина одета в светло-жёлтое платье, на её голове белая длинная накидка-платок, которую она подобрала и придерживает правой рукой у живота. Она изображена в профиль и спокойно стоит прямо перед лестницей, обратив свой взгляд на Марию и приложив свою левую руку к груди.
Среди зрителей, стоящих относительно нас за лестницей, есть пожилой седой мужчина с бородой и в коричнево-серой одежде. Он стоит, опираясь локтем на шестую ступень лестницы, и смотрит вслед Марии. Также чуть левее него положила руки на лестницу и смотрит на Марию девочка-подросток в двухцветном чёрно-оранжевом платье, с украшением на шее и с нарядной прической с косой, обёрнутой вокруг головы.
В конце процессии в левой части картины стоит женщина с младенцем, которая получает милостыню от пожилого седого высокого мужчины в черной одежде и головном уборе. К нему же тянет руку мальчик-подросток.

Вне общей группы размещена торговка яйцами и дичью. Она изображена на первом плане изображения, ближе всего к зрителю, под той длинной ступенью, которую преодолевает Мария. Это немолодая женщина с грубыми чертами лица и в белом платке, покрывающем голову и плечи поверх её бледно-зелёного одеяния. Она сидит рядом с плетёной корзиной, полной белых яиц. Ей не видна Мария, но она подняла голову и смотрит в сторону собравшейся слева толпы.
Другие зрители занимают задний план изображённого собравшегося народа. Их взгляды разнонаправленны, но общий характер сцены таков, что толпа обращена к лестнице с Марией.

***
Автор описания: Елена Петрушева