Федотов Павел Андреевич, «Свежий кавалер (утро чиновника, получившего первый крестик)»

изображение

Как можно понять из названия картины, основная фигура, изображенная на ней
— чиновник, получивший награду. Вторая фигура женская: девушка, подающая мужчине сапог. Судя по жесту, девушка — служанка, а может и жена, хотя слишком молода, да и выражение лица у нее несколько насмешливое.

Действие происходит в комнате , предположительно, деревенского дома. Потолок и задний фон скрыты — едва видны очертания предметов, балка на потолке, но как будто всё это залито темно-бирюзовой краской.
Часть потолка всё же видна. он коричневый, довольно низкий. на балке висит масляная лампа. Персонажей картины окружает полный хаос: несколько столов, один из которых раскладывается, становясь круглым; несколько стульев, к одному из которых приставлена гитара; на этом стуле висит темно-синий китель, а поверх него наброшена то ли белая рубашка, то ли полотенце. Под стулом лежит книжка, а на стуле растянулась кошка: она дерёт когтями обивку. На другом стуле вверх тормашками лежит фуражка — темная, возможно черная, с ярко-красной отделкой. По полу разбросаны бутылки, темный кувшин, обрывки листов бумаги и что-то похожее на рыбьи хвосты.

Сам пол светло-бежевый, дощатый.
Раскладывающийся стол, который нам виден наилучшим образом, сложен, а половинка, превращающая его в круглый или овальный, откинута. На столе светлая с красным узором скатерть, вся в складках. На столе тарелки, большая бутылка из тёмного стекла, бутылка поменьше из прозрачного стекла, с какой-то желтой жидкостью.

Также на столе лежит обрывок газеты. На этом газетном обрывке плоды, похожие на маленькие ананасы. Справа от газеты — белая фарфоровая тарелка. Еще на столе хаотично стоят то ли маленькие бутылки, то ли коробочки.

Позади стола ширма, на которую наброшен плохо различимый светло-серый предмет одежды.

Теперь о персонажах картины. Мужчина стоит в воинственной, гордой позе: голова задрана вверх, правая рука согнута в локте, прижата к груди и приподнята, левая — также согнута и уперта в бок. Мужчина босой, на нём белая рубашка с рисунком в виде коричневатых прерывистых полосок, поверх рубашки накинут длинный халат: бежевый в коричневую полоску . Накинут он таким образом, что упертая в бок рука вдета в рукав, а правая — нет. На халат прицеплен орден — желтая медаль на белой с красной полосой ленте.
Помимо босых ног и непонятно как одетого халата, комичность образу мужчины придает его прическа — в черных напомаженных волосах запутались (или же были специально прицеплены) белые куски то ли ткани, то ли бумаги. Причем выглядит это так, будто ему навязали маленьких хвостиков.

У мужчины темные бакенбарды и волевой подбородок, хотя последнее скорее является эффектом от вздернутого кверху носа, сжатых губ и насупленных бровей.
Подающая ему сапог девушка одета в длинный сарафан темно-синего цвета, который раскрывается под талией так, что мы видим нижнюю юбку из серой с красно-черным рисунком ткани. Если долго смотреть на складки ткани и странноватого вида сарафан, может создаться впечатление, что девушка беременна. Сарафан надет на белую рубашку с широкими рукавами, собранными резинкой на запястьях. На голове девушки синий с серым платок. из-под него выглядывают темные волосы. Девушка румяная, возможно, только что вошедшая с мороза. Подавая сапог мужчине, она смотрит на него (мужчину) с иронией.

Картина переносит нас в русскую деревню. Одежда и фигура девушки очень уж деревенские. Мужчина — вероятно, чиновник при царе. Мужчина явно кутил, отмечая долгожданную медаль, а теперь он выглядит нелепо, позирует для своей же прислуги и уже будто представляет, как с него пишут портрет.