Рембрант, «Возвращение блудного сына»

Изображение

Есть темы, которые никого не оставят равнодушными, это: надежда, любовь и прощение. О них рассказано в притче о блудном сыне Евангелия от Луки 15 глава, стихи 11-32. Рембрандт долгие годы рисовал наброски о встрече отца с сыном. Но лишь на излёте жизни воплотил сюжет притчи в полотне, открывающем вечные смыслы.

Когда художник писал картину, он был уже вдовцом, познал бедность и предательство, поэтому его полотно на порядок выше простой иллюстрации к притче. В блудном сыне Рембрандт видел в первую очередь себя, а в отце — Бога.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек, они — свидетели воссоединения семьи. Сын, промотавший наследство, вернулся и, стоя на коленях, прячет бритую голову каторжника на животе отца. Он обращён спиной к зрителям, одет в грязные лохмотья, подпоясан верёвкой. Один башмак слетел, а у другого почти отпала подошва, обнажив заскорузлые пятки. Сын охвачен стыдом и отчаянием, а отец встречает раскаявшегося всепрощающей любовью. Старик столько ждал этого момента, что кажется: нахлынувшая радость не оставила сил на объятия. Он положил руки на спину сына и будто ощупывает его, желая убедиться, что это — не сон.

Отец одет в алый плащ — символ власти и любви. На картине его бородатое лицо светится ярче всего, что говорит о святости. Ещё, как считает искусствовед Михаил Алпатов, который назвал бы картину «Отец, прощающий блудного сына» — это признак главного героя полотна.

Встреча запечатлена на стыке двух пространств. За людьми угадывается крыльцо уютного отцовского дома, а за спиной сына подразумеваются бескрайние просторы скитаний. Вдали — сын был фаворитом друзей, пока у него были деньги для общих гулянок. Здесь — он любим отцом, руки которого, касаясь сына, будто передают ему сострадание, любовь, прощение и заботу. Всё творение художника полно отражает религиозный смысл из 15-й главы Евангелия от Луки: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» датируется 1669-м годом и хранится в Санкт-Петербурге, в музее Эрмитаж.

Автор описания: Наталья Потапова.