Александр Иванов — «Явление Христа народу»

изображение

    » Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, 
Который берёт на Себя грех мира». (Евангелие)

Замысел картины возник у художника во время стажировки в Италии под 
влиянием фресок Микеланджело.

Александр Иванов искал типажи в церквях и синагогах — одних набросков 
потребовалось 600! Так, за 20 лет титанического труда и аскезы художник 
к 1857 году написал необычайную картину.

Полотно «Явление Христа народу» потрясает, в первую очередь, размерами: 540 на 750 
сантиметров. Холст почти стоит на полу, и это неспроста. Живописец утверждает: Христос пришёл ко всем и всегда.

Поэтому каждый посетитель Третьяковской галереи может почувствовать себя 
в Палестине первого века на берегу Иордана смотрящим на Христа.

На картине изображено 33 человека, которых стоит разбить на группы: 
будущие ученики Христа, странники, негативно настроенные книжники и 
фарисеи, два конных воина и на переднем плане — четверо обнаженных  
после крещения.

Центральные же фигуры — пророк Иоанн — предтеча мессии и сам Иисус 
Христос, в этот час начинающий своё земное служение.

Художник изобразил всех персонажей с большой исторической и 
психологической точностью.

Иоанн Креститель изображён в центре полотна, спиной к реке. На нём грубый 
хитон до колен из верблюжьей шерсти и желтая накидка. Он держит в руке 
большой деревянный крест. На его лице,  обращенном к нам, напряжённое ожидание.

Как известно из Евангелия, пророк Иоанн совершал крещение покаяния, которое давало людям нравственное очищение, но не освобождало от греха.

Грехопадение в Раю началось со слов змея: «верно ли сказал 
Бог?» Адам и Ева перестали доверять Богу — в этом суть греха.

Христос пришел на Землю, чтобы избавить людей от власти греха. Он вернёт им способность доверять Богу. Он сделает это не силой власти, а любовью.

Идущий креститься Христос изображён в отдалении справа на фоне далёких гор. Его спокойное лицо — в анфас без явной физической красоты.
Темные волосы до плеч касаются синей накидки. Под нею виден длинный 
коричневый хитон. Странно! А где символ власти — одежда багрового цвета?
Может, в этой неброскости и отсутствии внешнего величия Сына Божьего 
сокрыта уникальность картины?
Наверное, это воплощение слов пророка Исайи: «нет в Нём ни вида, ни величия»?

Вокруг Иоанна много мужчин в пестрых одеждах. Слева в тени единственного дерева — будущие 
апостолы и ученики Христа.

Интересно, что художник написал и себя странником с посохом в широкополой шляпе, сидящим у ног Иоанна.
А справа в толпе ближе всего ко Христу в коричневом плаще мы узнаём лицо 
Николая Васильевича Гоголя.

И все люди по-своему реагируют на указующий жест Крестителя и его слова: 
«вот агнец Божий, который берёт на себя грех мира». Равнодушных нет.Особенно ярок голый юноша в левом нижнем углу картины, который вылезает из воды, весь превратившись во внимание.
Кстати, с ним связан такой казус. Ранее юноша был изображён в красной 
одежде, но художник потом сделал его обнаженным. Исправить же отражение в воде не успел из-за слабости зрения, и оно осталось красным.

Полотном «Явление Христа Народу»  Иванов впервые в мировой живописи 
показал взрослого Иисуса Христа без «вида и величия». Пришедшего ко всем 
и всегда вернуть доверие к Богу.
***
Автор описания: Наталья Потапова