» Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий,
Который берёт на Себя грех мира». (Евангелие)
Замысел картины возник у художника во время стажировки в Италии под
влиянием фресок Микеланджело.
Александр Иванов искал типажи в церквях и синагогах — одних набросков
потребовалось 600! Так, за 20 лет титанического труда и аскезы художник
к 1857 году написал необычайную картину.
Полотно «Явление Христа народу» потрясает, в первую очередь, размерами: 540 на 750
сантиметров. Холст почти стоит на полу, и это неспроста. Живописец утверждает: Христос пришёл ко всем и всегда.
Поэтому каждый посетитель Третьяковской галереи может почувствовать себя
в Палестине первого века на берегу Иордана смотрящим на Христа.
На картине изображено 33 человека, которых стоит разбить на группы:
будущие ученики Христа, странники, негативно настроенные книжники и
фарисеи, два конных воина и на переднем плане — четверо обнаженных
после крещения.
Центральные же фигуры — пророк Иоанн — предтеча мессии и сам Иисус
Христос, в этот час начинающий своё земное служение.
Художник изобразил всех персонажей с большой исторической и
психологической точностью.
Иоанн Креститель изображён в центре полотна, спиной к реке. На нём грубый
хитон до колен из верблюжьей шерсти и желтая накидка. Он держит в руке
большой деревянный крест. На его лице, обращенном к нам, напряжённое ожидание.
Как известно из Евангелия, пророк Иоанн совершал крещение покаяния, которое давало людям нравственное очищение, но не освобождало от греха.
Грехопадение в Раю началось со слов змея: «верно ли сказал
Бог?» Адам и Ева перестали доверять Богу — в этом суть греха.
Христос пришел на Землю, чтобы избавить людей от власти греха. Он вернёт им способность доверять Богу. Он сделает это не силой власти, а любовью.
Идущий креститься Христос изображён в отдалении справа на фоне далёких гор. Его спокойное лицо — в анфас без явной физической красоты.
Темные волосы до плеч касаются синей накидки. Под нею виден длинный
коричневый хитон. Странно! А где символ власти — одежда багрового цвета?
Может, в этой неброскости и отсутствии внешнего величия Сына Божьего
сокрыта уникальность картины?
Наверное, это воплощение слов пророка Исайи: «нет в Нём ни вида, ни величия»?
Вокруг Иоанна много мужчин в пестрых одеждах. Слева в тени единственного дерева — будущие
апостолы и ученики Христа.
Интересно, что художник написал и себя странником с посохом в широкополой шляпе, сидящим у ног Иоанна.
А справа в толпе ближе всего ко Христу в коричневом плаще мы узнаём лицо
Николая Васильевича Гоголя.
И все люди по-своему реагируют на указующий жест Крестителя и его слова:
«вот агнец Божий, который берёт на себя грех мира». Равнодушных нет.Особенно ярок голый юноша в левом нижнем углу картины, который вылезает из воды, весь превратившись во внимание.
Кстати, с ним связан такой казус. Ранее юноша был изображён в красной
одежде, но художник потом сделал его обнаженным. Исправить же отражение в воде не успел из-за слабости зрения, и оно осталось красным.
Полотном «Явление Христа Народу» Иванов впервые в мировой живописи
показал взрослого Иисуса Христа без «вида и величия». Пришедшего ко всем
и всегда вернуть доверие к Богу.
***
Автор описания: Наталья Потапова