Анималия. Трогательная выставка.

Описание экскурсии для слепоглухих людей

изображение

Станция «Китай-город» всегда представлялась мне очень запутанной. Одно название чего стоит. Как-то раз я читала о происхождении. Но если выйти строго по указателю на Маросейку, и потом выбраться из нужного выхода, то куда надо и попадёшь. А на самой улице сразу заметна направляющая табличка к Галерее РОСИЗО. Проходим по стрелке и на втором повороте нам направо, это Петроверигский переулок. Тротуары узкие, идти с двумя незрячими людьми не очень удобно, выходим на проезжую часть. Много припаркованных машин, так просто не пройдёшь. И вот – высокие тополя и здание музея. Оно издалека неприметное, трёхэтажное, светло-горчичного цвета, мы поначалу даже не к той двери подошли. Нужно во двор. Там – в четыре ряда на круглых постаментах в виде колонн – бюсты правителей, от самых древних до недавно ушедших. Их я покажу позже. Преодолели тяжёлый сбившийся резиновый коврик, общими усилиями открыли дверь, со второй попытки попали! Подождали группу, познакомились-пообщались.
Всего на выставке три зала. В центре первого – «Ковчег» из бронзы, на прямоугольном сером постаменте. Автор Сергей Серёжин. Сбоку табличка с символом РОСИЗО – белые буквы на красном фоне и правее – автор, название, материал – всё продублировано по Брайлю. В основании скульптуры – будто широкая голубая волна, а сам ковчег золотистый, чем-то напоминает плетёную корзинку, правда, кое-где заметны гвоздики. Предполагается, что он был из дерева. Сверху расширяется, и из него выглядывают разные животные – носорог, лев, слон с широкими ушами, за корму держится медведь, тут же теснится бегемот, над всеми возвышается жираф. На стенках ковчега в шахматном порядке небольшие квадратные окошечки, в два ряда, из них тоже выглядывают разные животные – то лапы чьи-то покажутся, то голова быка. Все наши руки тоже переплелись. Прокомментировала-показала что есть что…

изображение

«Ковчег» посмотрели. И дальше – глаза разбежались, да и люди разбежались – по периметру зала новые и новые скульптуры! Но немного упорядочим жизнь. От входа повернём направо и обойдём зал по направлению против часовой стрелки. У входа – афиша. «Анималия. Трогательная выставка». Анималистические скульптуры. На синем фоне – медвежонок, как из мультика, мы с ним ещё повидаемся, чуть дальше. Знаменитая «печать» красного цвета с надписью «Экспонаты руками трогать!» Правее – скульптура Михаила Дронова, бронзовая – из перевёрнутой шляпы фокусника выглядывает кролик. Мы видим его голову с торчащими ушками. А если внимательно посмотреть, как это сделала Елена Какорина, – то позади шляпы обнаружится ещё и круглый кроличий хвостик! Далее, вдоль стены, на сером постаменте – две фигурки. Каждая из них на своём пьедестале из известняка. Это бронзовые жирафы, работа Бориса Чёрствого. Тот, что справа – поменьше, и у него почему-то шесть ног. Нам объяснили, что так автор показал тени. Справа – более правдоподобный, на четырёх ногах. Но оба они такие плоские, словно веками лежали в гербарии.

В правом от входа углу зала – компания сразу из трёх зверей, они на отдельных подставках. Выше всех забралась пантера! Она в позе охоты, подняла левую переднюю лапу и чуть скалится, приоткрыв рот. Справа от неё, в самом углу, – приоткрыв пасть, крадётся гиена, но тихо ступает она в противоположную сторону, к стене. И лишь на нижнем уровне, между этими хищниками, мирно устроился лори, поджав лапки. Все эти фигурки из бронзы. Пантера и лори желтоватые, а вот гиена с каким-то голубоватым «налётом», взъерошенная.

Поясняет биолог, эколог Григорий Ерёмкин:
Пантера – чёрная форма обыкновенного леопарда. Встречается, как правило, реже, чем особи типичной окраски (желтоватые с чёрными пятнами). Обитает в Африке и Южной Азии; чаще всего чёрные пантеры встречаются в континентальной Малайзии, где меланизм свойственен до 50% популяции леопардов.
Гиена – хищное млекопитающее из семейства гиеновых (близкого к псовым). Пятнистая гиена живёт в Африке (к югу от Сахары), полосатая гиена – также в Восточном (Израиль) и Южном Средиземноморье, доходит, хотя и в качестве очень редкого животного, до Кавказа и Средней Азии. Пятнистые гиены живут группами, в которых царит матриархат. Полосатые гиены ведут одиночно-семейный образ жизни, более скрытны; в их семьях главенствует самец. Ареалы пятнистой и полосатой гиен почти не пересекаются. В Южной Африке встречается третий, более мелкий вид – бурая гиена. В Африке гиены подъедают остатки добычи за львами и другими крупными хищниками, но могут охотиться и сами. Полосатые гиены часто употребляют и растительную пищу: различные сочные растения, орехи и семена; особенно любят дыни и арбузы (для чего совершают набеги на бахчи).
Лори – полуобезьяна из Юго-Восточной Азии, родственник лемуров и долгопятов. Есть несколько видов; различают роды тонких (два вида) и толстых (5-8 видов) лори. Живут в тропических лесах, ведут ночной образ жизни. В основном – насекомоядны, но иногда поедают также мелких позвоночных животных, разоряют птичьи гнёзда, собирают фрукты, древесную камедь, пьют нектар из цветов. Толстые лори имеют ядовитые железы на запястьях рук, их секретом они натирают шерсть для защиты от хищников.

изображение

На пути странное чудище. Нашим незрячим гостям предложили угадать, кто это. Я не люблю такие игры. Я и с нормальным зрением приняла бы эти «гребни» на спине за крокодильи. Но ноги длинные. Поэтому пусть будет волк. Точно волк. Он, конечно, почти настоящий, не считая этих гребней. Да и хвост скорее напоминает длинный мутированный дубовый лист. Куда-то этот волк идёт. Чуть вытянул морду, будто принюхивается, хвост тоже вытянул. Со второго взгляда мне он даже полюбился. Волк как волк. Бронзовый, автор Виктор Эрдынеев.
В углу зала сидит большая хищная птица, склонила шею и голову и крыльями обнимает птенца. Неоперённый малыш сидит на нижней половине расколотого яйца, чуть расставив крылья. Яйцо лежит на лапах взрослой птицы, они с мощными загнутыми когтями. Клюв взрослой птицы тоже мощный, чуть крючковатый. Какое-то странное у меня получается описание, как «в зайце-утка, в утке – яйцо, в яйце игла – смерть Кощея». Но, надеюсь, в общих чертах понятно. Скульптура эта называется «Материнство», высокая, красиво блестит, из бронзы, многие желали с ней сфотографироваться, автор Александр Балашов.

Дальше – полный примитивизм, животные в египетском стиле. Как конструктор «Лего», только для взрослых. На двух серых подставках – работы из жёлтого известняка. Первая фигура – вертикальная прямоугольная конструкция, очертаниями похожа на египетскую кошку, есть передние лапы и даже подобие головы, она почти квадратная. Называется работа «Зверь». А рядом – «Тигр» – лежит, поджав лапы. Я в детстве из печных поленьев таких животных сооружала. Автор Борис Чёрствый, который плоских жирафов делал. Удаются ему такие фигуры. Может даже он был бы рад жить в Древнем Египте…

И напоследок, в первом зале, в углу напротив входа – ещё два зверя. На высоком постаменте – «Тапир идущий» (автор Ольга Колесова, бронза) и пониже – чёрный гранитный гаур, работа Владимира Заботкина. Тапир что-то роет носом в земле, а гаур идёт на нас, рога у него не как у привычных коров, а более прямые и направлены назад. Впрочем, я лучше приведу цитату Григория Ерёмкина: «Тапиры – живут как в Юго-Восточной Азии (чепрачный тапир чёрно-белой окраски), так и в Южной Америке (чёрные тапиры – выделяют четыре вида). Равнинных чёрных тапиров я видел в природе, в Перу. Крупное растительноядное непарнокопытное животное (в Южной Америке – самое крупное). На носу имеется характерный хоботок. Ведёт преимущественно ночной образ жизни.
Гаур – крупный бык, обитающий в Юго-Восточной Азии (в Индии и Индокитае); населяет тропические, преимущественно – горные леса. Является родоначальником местных пород крупного рогатого скота (которые в Индии называются «гаялами»)».

изображение

Теперь мы во втором зале! Одна из сотрудниц едва слышно шепчет другой: «За руку, за руку её возьми! Да не бойся, подведи!» Кто-то из сопровождающих, видимо, отстал, засмотрелся на быка гаура. В этом зале тоже серые стены, мягкий свет, пространство совсем небольшое, экспонатов мало – но все как на ладони!

От двери справа, вдоль стены, на постаментах – три работы Ольги Муравиной, из бронзы. Они скорее детские, сказочные. В центре – тот самый мишка с афиши, он слегка голубоватого цвета, гладкий. Чем-то похож на совёнка – маленький, овальный, стоит на двух задних лапках, а верхние торчат по бокам. На голове небольшие округлые ушки, сверху затёртые до блеска. Глаза круглые, большие, взгляд чуть растерянный. Ниже – нос, чем-то напоминающий округлый клювик. Справа от мишки – носорожек, в таком же стиле, с голубым отливом. Стоит на четырёх лапках. Уши торчком, с углублениями, похожи на столовые ложки. Мордочка чуть вытянута, по бокам глаза, взгляд задумчивый. Вдалеке от двери, слева от медвежонка – кот-солнце. По размеру это котёнок, а по виду – львёнок! Шагает на четырёх лапках, вокруг головы густая взлохмаченная грива, напоминает солнце. Большие печальные глаза.

Стена с «детскими» персонажами – справа от входа, а слева – основная часть зала, дальняя его стена полукруглая. В центре зала – большой носорог из бронзы (автор Даши Намдаков, авторское литьё, патинирование – это имитация затемнения поверхности). Он стоит на тёмном постаменте, на четырёх лапах, голова и рог свободно повисают вниз, за пределы подставки. Он как будто собран из крепких металлических деталей, укреплённых болтами и гайками, но такова его поверхность – спина как соты, бока из кругов и вертикальных полос. В верхней части спины, ближе к толстой шее, на нём как будто надеты рыцарские доспехи. Встав лицом к носорогу, по правую руку у стены будет утконос, слева – необычная рыба! Вот их-то мы сейчас и посмотрим.

«Рыба-крылатка» – словно птица, застывшая в полёте. Внешне она страшная: морда вытянута, рот приоткрыт, на голове узкие выросты как рога. Два боковых плавника разведены в стороны, хвостовой плавник – строго по центру. Все плавники из тонких разрезанных лучей. Автор работы Андрей Марц, бронза. Григорий поясняет: «Рыбы-крылатки – род морских ершей, семейство скорпеновых. Известно 11 красивых, ярко окрашенных видов в тропических водах Индо-Тихоокеанской области (где они являются характерными обитателями экосистемы коралловых рифов). Хищники, питаются мелкой рыбой и ракообразными. Колючие шипы на спинном и грудных плавниках – сильно ядовиты, рыбы представляют серьёзную опасность для купающихся людей, аквалангистов и ныряльщиков».

Утконос выглядит дружелюбнее. Он будто застыл в позе пловца. Передние лапки расставлены вперёд, задние – назад, на пальцах заметны перепонки. На голове, туловище и лапах прорисована шерсть. На голове словно утиный клюв, широкий, уплощённый, приоткрыт, за ним – два небольших круглых глаза. Хвост овальный, лопатообразный, торчит чуть вверх. Утконос этот сделан из золотистой бронзы, автор работы Марина Островская.
Григорий Ерёмкин комментирует: «Утконос – австралийское примитивное яйцекладущее млекопитающее. Ведёт водный образ жизни. Самцы имеют ядовитые железы на задних лапах. Поедает ракообразных, червей, личинок насекомых, реже – головастиков, моллюсков и водную растительность. Активен преимущественно в ночное время суток, довольно осторожен и пуглив. В тех частях ареала, где зимой прохладно, может впадать в короткую зимнюю спячку. Чувствителен к загрязнению воды».

изображение

Третий зал, последний. Наши родные животные, но не только! В центре – огромный свирепый кабан, в натуральную величину. Стоит на полу, на прямоугольной подставке, имитирующей примятую траву. Его ноги слегка расставлены в стороны, шерсть клочками, рот приоткрыт, торчат клыки, он готов к бою. Взгляд свирепый, нос с большими ноздрями поднят вверх. Это работа Виктора Эрдынеева. Кабан сделан из полимерного материала, сверкает, как бронзовый.

Далее посмотрим скульптуры по периметру зала. Сразу напротив входа – голова коня, работа Ольги Арановой «Ночь» (шамот, глазурь). Наклонённая голова касается белой подставки, уши торчат сверху, на шее рядами – прядки гривы. Конь о чём-то думает, а, может, мечтает.

Слева от входа в зал – на белой подставочке, на своей лапке сладко спит медведица. Она свернулась калачиком, поджав задние лапы – видны пятки и стопы. А между её передними и задними лапами выглядывает маленький медвежонок, торчит голова с коричневым носом. Две его передние лапки с острыми коготками лежат поверх передней правой лапы медведицы. Судя по его взгляду, он был бы не прочь поиграть. Работа сделана из шамота (это огнеупорная глина), рыжеватого цвета. Поверхность медведицы неровная, шерсть напоминает каракуль.

Дальше – «Вечный зов», бронза, работа Рамиля Шерифзянова. На миниатюрной прямоугольной подставке на четырёх ногах стоит лось. Передние и задние лапы расположены близко друг к другу, и будто едва касаются поверхности. Задняя правая лапа чуть приподнята. Лось поднял голову вверх, виден широкий нос, глаза. Уши чуть отведены в стороны. По бокам головы – мощные рога.
В дальнем левом углу зала – «Большая черепаха», работа Евгения Гоманова, из бронзы и камня и «Петух» (автор Владимир Заботкин). Петух боевой породы – в дальнем углу, из светло-жёлтого гранита, показан контурно – туловище, хвост. На голове гребешок и бородка, на шее – распушённый «воротник» из перьев. Правее, на коричневой подставке, к нам ползёт черепаха. По размеру она чуть больше петуха, бронзовая с голубоватым отливом. Овальный панцирь, вытянутая вперёд шея, шероховатые лапы. Голова едва заметно наклонена вбок, будто черепаха подслушивает нас. И в углу зала, расположенном напротив входа – ещё двое жителей. Грациозная лань, которую всем так понравилось гладить (автор Артём Власов, бронза) и чуть выше, на подставке – изумрудный казуар (автор Евгений Гоманов, бронза, камень). Лань стоит на четырёх лапках, повернула голову к нам. Ноги тонкие, сама стройная! На неё сверху посматривает казуар. Он расселся, широко расставив в стороны две свои мощные когтистые лапы. Спина его овальная, сверху полукруглая, изумрудно-зелёная, отражает свет. Голова приподнята, шея пупырчатая. Клюв средней длины, заострённый. На голове высокий цельный гребень. Голова и лапы казуара светлые.

Комментарий Григория Ерёмкина: «Казуар – нелетающая птица. Обитает в тропических лесах Новой Гвинеи (три вида, один из которых проникает и на северо-восток Австралии, в тропические леса штата Квинсленд). Родственник страусов. Интересно, что на главном пальце крыла имеется коготь, что является весьма примитивным признаком, отсутствующим у большинства птиц. Питание смешанное: употребляют как растительную пищу (прежде всего фрукты), так и мелких животных. Казуары бывают довольно агрессивны, при нападении и защите используют удары мощных когтистых ног. Этих птиц можно увидеть живьём в парке птиц «Воробьи»».

И про лань: «Лань – европейский вид оленя средних размеров, свойственный преимущественно широколиственным лесам. В настоящее время во многих странах естественного ареала почти исчезла в дикой природе, но очень часто содержится в парках, как декоративное животное; в то же время, лань завезена в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Чили, Перу, Аргентину, Японию и на Мадагаскар, где иногда дичает».

изображение

В третьем зале ко мне тихонечко подкралась сотрудница.
– Ну вот, Вы всё фотографируете. А как они-то потом увидят, ваши…? Специально как-то будете печатать?
– Я опишу.
– Как?
– Да словами…
– А так можно?!
…Мы с группой покидали залы, прощались с животными и птицами. У выхода ещё познакомились и сразу попрощались с большущей собакой, голубовато-пятнисто-бронзовой. Решили, что это такса. Сама длинная, лапы короткие, уши чуть повисающие, торчат в стороны, большие печальные глаза… Прощаться-то почти всегда грустно… Внутри она полая, если легко постучать по спинке – услышишь приглушённый звук.

…Дворик музея, осенняя прохлада, мелкий дождь. Перед нами, на площади – «Аллея правителей», работы Зураба Церетели. В четыре ряда, разделённые полосой газона и дорожками, – бюсты правителей разных времён, около 40, может и больше. Рай для любителей истории. Жаль, лица тактильно не рассмотришь, высоковато расположены. Но вот Оксана Осадчая постаралась, дотянулась тонкими пальчиками! Настоящая скалолазка!

Автор текста и фотографий: Анна Демидова.

Авторы описания: Анна Демидова, Григорий Ерёмкин
***
Организатор мероприятия Елена Валерьевна Федосеева, «Дом слепоглухих в Пучково».