Искусство Древнего Египта: мастаба Шепсескафа

изображение

Всё искусство Египта построено вокруг заупокойного культа: культа верховного правителя – фараона и его заупокойной жизни. Считалось, что фараон – сын богов, и после смерти он снова возвращается в их царство, где и жил до рождения. Однако для того, чтобы этот переход совершился по всем правилам, необходимо полностью сохранить земное тело правителя. Так была изобретена мумификация. Мумификация в Древнем Египте была известна уже в самых первых погребальных сооружениях – мастабах, эпоха Раннего царства.

Раннее царство (Архаическая эпоха, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления первой и второй династий фараонов. Продолжался приблизительно с три тысячи сто двадцатого года по две тысячи шестьсот сорок девятый год до нашей эры. Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась.
Мастаба – по-арабски значит «скамья». Арабы дали такое название этим сооружениям, так как оставшиеся от них руины напоминали скамейки. На древнем египетском языке это сооружение называется пер-джед. Что в переводе означает «дом для вечности» или «вечный дом».
Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Поэтому их сохранилось довольно мало. (Каменные технологии появятся позже, в первых мастабах камень использовался только в качестве отделки).
Мастаба имеет форму усеченной пирамиды и ступенчатую структуру. Построена сориентированной с Севера на Юг. В высоту мастаба достигает около девяти – десяти  метров, а соотношение сторон основания постройки выражается в пропорции длины к ширине четыре к одному. То есть длина мастабы в четыре раза больше ее ширины. Мастаба состоит из подземной и наземной части. В подземной находится мумия, а также в отдельном помещении склад всех вещей, которые необходимы фараону в загробном мире. В наземной части находится молитвенная комната, где размещена статуя – точная копия погребенного. Она нужна, чтобы душе фараона было куда вселиться, если мумия пострадает. В молельную комнату могли заходить священники и члены царской семьи уже после того, как захоронение произведено. Это было необходимо, чтобы упокоившемуся приносили свежие продукты, которые он будет есть. Египтяне верили, что душе нужен уход.
Как  в верхней, так и в нижней части находятся многочисленные росписи и барельефы, призванные помогать фараону в загробном мире.
Мы отмечали, что первые мастабы относятся  к Раннему царству. Однако самая известная на данный момент мастаба относится к более позднему периоду – Древнему Царству — и принадлежит фараону Шепсескафу. Место расположения – Саккара. Это последний фараон четвертой династии, около две тысячи пятьсот три года – две тысячи четыреста девяносто восемь лет до нашей эры. В то время уже вовсю строились пирамиды, но фараон решил выделиться и вспомнить традиции предков, построив не пирамиду, но мастабу. Правда, не из кирпича-сырца, а уже по «современным» технологиям – из камня. Именно эта мастаба представлена на фото.
Три четверти всего изображения занимает собственно мастаба. Она расположена в правой части фото, мы видим ее угол. Слева – тень от мастабы. На заднем плане голубое небо без единого облачка. На переднем плане – песок и отвалившиеся от постройки булыжники. (Особенно много их в тени слева).
Мастаба представляет собой каменное сооружение насыщенного желтого цвета. Она имеет ступенчатую форму – каждый верхний каменный ярус чуть уже предыдущего. Всего можно насчитать десять ярусов. Возможно, в оригинальном виде на момент постройки, она была несколько выше и потом разрушилась. Дело в том, что верхний контур конструкции нечеткий, имеет плавные изогнутые линии, а не просто ровное завершение.
На третьем ярусе конструкции стоят двое мужчин. Рост этих мужчин соотносится с высотой одного яруса, так что один ярус доходит мужчинам где-то до плеча. На пятом ярусе также стоит мужчина. На самом верху конструкции – еще трое мужчин, к ним забирается четвертый, находясь на один ярус ниже вершины.
Каменные блоки, из которых сложена мастаба, имеют весьма внушительный размер – где-то полтора на два метра. Каждый блок – свой ярус. Блоки неровные, все в трещинах и выбоинах. Забраться    по таким наверх не очень сложно, так как есть за что ухватиться при подъеме.
Фото интересно именно соотношением пропорций человеческого тела и этого памятника архитектуры.

***
При создании материала использовался следующий источник изображения:
***
Автор описания: Елена Ланикина