Искусство Древнего Египта: храм в Луксоре, Аллея сфинксов

изображение

Главное отличие египетских храмов, например, от греческих, состоит в том, что древнеегипетский храм никогда не был отстроен до конца. Он постоянно разрастался благодаря всё новым помещениям. Храм – это дом богов и фараона. Фараон был обязан заботиться о своём «доме», что означало вкладывание огромных средств в строительство и поддержание храмовых комплексов. Интересно, что простые люди не могли принимать участие в большинстве ритуалов. Однако они всё равно посещали храм, совершали жертвоприношения и молитвы.

У храмов имелись свои территории, где на полях трудились простые люди. У жрецов была не только духовная, но и экономическая власть, и зачастую жрецы могли бросить вызов самому фараону.

Эволюция храмовых построек проходит от небольших камерных храмов в Додинастическую эпоху до огромных величавых комплексов Нового Царства. ( Около тысяча пятьсот пятидесятого – тысяча семидесятых годов до нашей эры). Именно к этому периоду относится знаменитый храм в Луксоре. (Строительство начато в четырнадцатом веке до нашей эры).  Луксорский храм  — это развалины центрального храма древнеегипетского солнечного бога Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив (бывшей столице древнего Египта), в пределах современного города Луксор. С 1979 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм был посвящен так называемой Фиванской триаде — богу солнца Амону, его жене богине неба и материнства Мут и их сыну богу луны Хонсу.
Однако, прежде чем описывать сам храм, стоит обратить внимание на подход к нему. Интересно, что два самых крупных храмовых комплекса Египта – Луксор и Карнак, соединены между собой. Луксорский храм с Карнакским соединяет аллея сфинксов. (Открыта для туристов в две тысячи двадцать первом году. Проект реконструкции обошелся египетскому правительство в 120 миллионов египетских фунтов).
Она ведет прямо ко входу в Луксорский храм. Возраст начала ее строительства – три тысячи с лишним лет назад. Аллея была засыпана песком на протяжении веков, но археолог Закария Гинеим случайно обнаружил первые восемь статуй сфинксов перед Луксорским храмом в 1949 году. Позже были обнаружены и другие изваяния.

Аллея предназначалась специально для ритуальных процессий и называлась «дорога бога». Она служила местом праздничного шествия в честь культа плодородия, и по ней переносили изваяния божеств. Местами сфинксы сохранились полностью, но встречаются и абсолютно пустые постаменты. Однако на аллеи расположились не только непосредственно сфинксы. Статуи представлены тремя формами, первая из которых относится ко временам правления фараона Тутанхамона (тысяча триста тридцать второй – тысяча триста двадцать третий годы до нашей эры) и представляет собой тело льва с головой барана. Вторая форма — это изваяние барана. Третья и самая многочисленная фигура (и самая поздняя) — сфинкс (тело льва и голова человека). Они были возведены во время правления правителя тридцатой династии Нектанеба Первого (триста  восьмидесятый – триста шестьдесят второй годы до нашей эры). Таким образом, сам храм был построен раньше, чем церемониальная дорога.
Было восстановлено большинство из тысячи триста пятидесяти статуй. В оригинальном виде сохранились только шестьсот пятьдесят статуй. Длинна аллеи – две тысячи семьсот метров. Ширина – семьдесят пять метров. Также при раскопках и реставрации аллеи были обнаружены римские винные заводы.

На фото слева снизу ведет прямая дорога, уходящая в центр и направо. Дорога по центру выложена каменными плитами, по краям – мелкая каменная крошка. Цвет плит на дороге песчаный. Вдоль дороги с обеих сторон расположились сфинксы – статуи лежащих львов с головами человека. И хотя на аллее присутствуют и другие типы статуй, на данной фотографии именно сфинксы. Сфинксы песчаного цвета. На головах – прическа фараона в виде каре до плеч. Сами сфинксы расположены на каменных постаментах, каменная кладка постаментов хорошо видна. Высота постамента примерно по грудь человеку. Длина сфинкса – примерно два с небольшим метра. Те сфинксы, что в центре кадра – целые, однако аллея уходит вдаль. И вдалеке встречаются сфинксы без головы, или же вообще пустые постаменты.

Дорога со сфинксами находится как бы в небольшом углублении – там, где заканчивается верхушка постамента, вдоль всей дороги, каменное ограждение и за ним – песок. На небольшом расстоянии от сфинксов на левой от нас стороне дороги растут пальмы разной высоты. На правой стороне две пальмы растут прямо между сфинксами, а не на песке за ограждением. Пальмы отбрасывают тень, которая занимает композиционно весь правый нижний угол фото. (От нескольких пальм, самих пальм, отбрасывающих тень, не видно). На левой от нас стороне дороги за сфинксами и за пальмами, которые за ними, современного вида стена. И с левой, и с правой части дороги вдалеке видны современные не высотные, средней этажности здания. Небо бледно-голубого цвета.
***
Автор описания: Елена Ланикина
Ссылка на источник