Искусство Древней Руси: Успенский Собор во Владимире

изображение

Успенский Собор во Владимире – воистину великий памятник культуры домонгольской Руси. Был построен князем Андреем Боголюбским во второй половине двенадцатого века как главный храм новой столицы. Впоследствии именно в этом соборе венчались на царство великие князья (когда главным городом вместо Киева стал Владимир) и первые московские князья (когда Москва еще не стала новым центром Руси). Далее при строительстве Московского Кремля и его Успенского Собора именно Успенский Собор Владимира станет его прототипом. Таким образом, Владимирский Успенский Собор стал главным храмом переходного периода русской истории, когда старый Киев уже сошел с исторической арены, а Москва еще не возвысилась. Этот период – подлинный расцвет Ростово-Суздальской земли.
Интересно, что это единственный храм, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва. Впрочем, эти фрески относятся уже к началу пятнадцатого века и заслуживают отдельного изучения. Однако хочется выделить тот факт, что это произведение искусства создано Рублевым в соавторстве с Даниилом Черным, также великим иконописцем. При росписи Успенского Собора Рублев был младше по рангу, чем Даниил, хотя со временем имя именно Андрея прославилось больше. Из фресок сохранились отдельные части: Предтеченского цикла,  Богородичного цикла, Праздничного цикла, Страшного суда. Основание, на котором установлена подлинность данных работ — упоминание в Троицкой летописи.

Храм строился как продолжение традиции, восходящей к Киеву, от него – к Константинополю,  а затем – и к самому Иерусалиму с Храмом Соломона. Показательно, что по высоте Успенский Собор во Владимире превосходил Софию Киевскую. Его высота была тридцать два целых три десятых метра в противовес двадцати девяти метрам Софии Киевской. Скорее всего, таким образом Андрей Боголюбский желал выделиться и подчеркнуть свое превосходство, а также превосходство новой столицы, которой стал Владимир, пусть и не сразу. Для украшения Собора Андреем Боголюбским были собраны мастера со всей Руси, и из Византии, и даже из Римской Империи – Фридрих Первый Барбаросса, который был ему другом, отправил своих специалистов в далекое русское княжество. Поэтому-то в постройке собора чувствуется веяние романской архитектуры.
Собор шестистолпный, однако, со стороны воспринимается практически как куб. (Длина двадцать два с половиной метра, ширина семнадцать с половиной метров).  И изнутри и снаружи в Соборе чувствуется устремленность ввысь. Что интересно, и стены Собора и его столпы достаточно тонки, в отличии, например, от построек Новгородской земли того же периода. Барабан под центральным куполом имеет двенадцать окон. В Соборе три апсиды (полукруглые выступы в алтарной части русских церквей). Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма  представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены. (Бут — куски природного камня неправильной формы, получаемые при разработке горных пород).
Храм был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. (Фигуры или части фигур реальных или фантастических животных, божества, змеи, маски). Этот декор не сохранился, однако некоторое представление об этом декоре мы можем иметь, изучая Дмитриевский Собор Владимира. (Однако этот памятник – тема отдельного изучения).
После пожара тысяча сто восемьдесят пятого  года Всеволод Третий, более известный как Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал  более вместительным.
Екатерина Вторая Великая выделила много средств на реконструкцию и ремонт собора. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту губернского архитектора Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя великомученика Георгия Победоносца, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.
На сегодняшний день собор выступает и как музей, и как церковь – в нем совершаются богослужения, но в тоже время проводятся и экскурсии.
На фото яркий день начала осени – небо голубое, с белыми облачками. Дерево, стоящее в самой левой части кадра, желтоватое. Справа и вверху кадра также видны листики и веточки, листики есть не все, некоторые уже опали. Но трава рядом с собором зеленого, сочного цвета. На переднем плане расположилось несколько групп туристов, а также – фонари. Черные, с двумя лампами. Фонари и в правой и в левой части кадра. Собор обнесен белой стеной. В левой части кадра расположен центральный  вход через эту стену. Вход выделен двумя кубическими постройками. В этих постройках с каждой из четырех сторон возвышается полукруг, эти четыре полукруга объединены небольшим куполом, который завершается небольшим шпилем со звездой наверху. Эти постройки, также, как и стена, белоснежные. Их крыша и шпиль темно-серого, почти черного цвета.
Левее этого центрального входа расположилась колокольня. Она белоснежная. В ней четыре яруса. Первый – кубический. Над ним справа и слева возвышаются две круглые башенки. Логично предположить, что такие же башенки размещены и на двух других углах колокольни, которые, однако, не попали в кадр. В башенках имеются вытянутые вверх полукруглые окна. Сами башенки увенчаны небольшими шпилями с миниатюрными куполами и крестами на них. Эти купола и кресты действительно  очень маленькие. Второй ярус колокольни украшен треугольными окнами. Над этими треугольными окнами расположены треугольные карнизы. Третий ярус колокольни, собственно, само место, где размещаются колокола. Вершина третьего яруса также украшена треугольным карнизом. До середины третьего яруса доходят наполовину выступающие из стены столбики, которые украшают всю конструкцию. В третьем ярусе также имеются отверстия, не окна, так как они без стекла – через них разливается звон колоколов. Эти отверстия имеют полукруглую форму, однако украшены полукруглыми, но сходящимися вверху в треугольник карнизами. Четвертый ярус круглый, небольшой, с круглыми же окошками, над которыми расположился полукруглый карниз, сходящийся в треугольник. Венчает колокольню золотой шпиль с миниатюрным куполом и крестом наверху. Цвет кровли колокольни и ее шпиля – золотой.
Между колокольней и собором пристроено небольшое здание. Оно украшено небольшим куполом по центру, который расположился на очень изящном маленьком барабане. В этом здании нет окон. Оно такое же белоснежное, как колокольня и как сам собор.
Сам храм расположен в центральной и правой части кадра. Его центральный вход расположен строго напротив входа в стене и кубических построек, расположенных рядом. Вход в храм представляет собой полукруглый выступ, крытый темно-темно серой, почти черной кровлей. Справа и слева от него находятся другие входы, соответственно, их двое. Они выполнены в виде арки. Но арка не одна, а несколько – арки становятся все меньше по высоте и уходят как бы вглубь проема. Над входами посередине храма расположены маленькие столбики, слегка выступающие из стены и выполняющие декоративную функцию. Ближе к правой части снимка расположился угол храма. На боковой стороне собора справа также присутствуют декоративные столбики, и также имеется вход, расположенный в самой правой части снимка. Над столбиками что на центральной стороне собора, что на боковой, расположены полукруглые, вытянутые вверх окна. Они украшены также, как и входы – арками, которые становясь все меньше, уходят вглубь.
Фасад собора разделен на пять частей. Боковая сторона собора, которая находится от нас справа, также поделена на пять частей. Каждая часть, что на фасаде, что на боковой части, завершается полукружием. Лицевая сторона этих полукружий украшена золотыми полосками, цвет же кровли над полукружием практически черный.
На фото заметно все пять куполов храма. Правда, дальний левый купол практически полностью спрятался за центральным,  но все равно заметен. Купола блестят золотом. Они расположились на достаточно высоких и изящных барабанах. В барабанах присутствуют окна. Они очень-очень узкие, вытянутые вверх, вверху полукруглые. Над окнами декоративный геометрический орнамент. Купол не прямо крепится на барабан, но на волнистую линию из полукругов, которая напоминает лепестки.
Рядом с собором стоит шест с подсветкой для темного времени суток. Также лампы для подсветки расположились по всему периметру собора. На фасаде их можно насчитать четыре штуки.
Общее впечатление – белокаменное изящество, изысканность, праздничность. Это не суровые соборы Новгорода Великого, это торжество всей политической мощи князя Андрея Боголюбского, который воистину стремился создать красоту из камня.
***
Автор описания: Елена Ланикина