Искусство Древней Руси: барельефы Дмитриевского собора, Александр Македонский возносится на небо

Среди различных артефактов, которые находят на территории Древней Руси (украшения, монеты, барельефы и проч.) очень часто встречается сюжет под условным названием «вознесение (или полет) Александра Македонского с птицами/грифонами на небо». Это изображение встречается даже на оборотах нательных крестов! Впрочем, этот сюжет популярен также и в Западной Европе. Например, его можно встретить в соборе Сан-Марко в Венеции. О причинах такой популярности ученые спорят, а также спорят о происхождении феномена. Есть версия, что сюжет был популярен в Византии, где считалось, что вся власть от Бога, а Александр Македонский – наивеличайшая вершина власти земной, преемницы власти божественной. Особенно это актуально во Владимире, где власть князя была практически авторитарной, начиная с Андрея Боголюбского. (А Дмитриевский собор построит его младший брат Всеволод Большое Гнездо). Но есть и другие версии. Например, что фигура Александра Македонского «заменила» образ солнечного бога — то есть Даждьбога славян и Аполлона древних греков — в те времена когда почитание их самих стало невозможным.

изображение

В Дмитриевском соборе Владимира Македонский расположен на восточном фасаде, на одном из самых видных мест.
Барельеф каменный, расположен на каменной кладке собора. Цвет изображения серовато-бежевый, хотя изначально сам собор белоснежный (белокаменный).
Фигура Александра весьма условна, далека от реализма. Она расположена по центру фото. Видно только верхнюю часть фигуры по пояс, так как нижняя находится в корзине. Корзина также весьма условна, представляет собой небольшой по размеру квадрат. Однако, она украшена витиеватой резьбой. Одеяние Александра также покрыто резьбой. У одеяния вырез лодочкой, то есть, шея открыта, а контур ворота опоясывает лента. У Александра имеется небольшой животик, руки же наоборот, чрезмерно тонкие. Особенно ниже локтя. А вот кисти с пальцами большие. Лицо Македонского почти такого же размера, как корзина, в которой он возносится. Оно правильной овальной формы. Нос вытянутый, занимает почти половину лица, брови нахмурены, глаза большие, рот маленький, аккуратный. Волосы у него вьются и доходят до подбородка. Над головой Александра расположен как будто небольшой камень, однако, что это такое, идентифицировать сложно. Руки Александра подняты вверх и согнуты в локтях. По традиционному сюжету следует, что Македонский держит в руках палки (копья) с мясом, и таким образом приманивает грифонов, чтобы те поднимали его наверх. На барельефе эти палки короткие, всего лишь на несколько сантиметров длиннее ладоней, в которых они зажаты. Однако расположены на них не куски мяса, а какие-то небольшие животные с четырьмя ноги. В принципе, они похожи или на собак, или на поросят. Последнее более вероятно, исходя из иконографии сюжета.
Ну и наконец, грифоны. Они расположены слева и справа, их хвосты переплетены непосредственно под корзиной. Их туловища худы и длинны, напоминают бумеранги. Задние ноги у правого грифона отбились. Ноги переходят в крылья, также тонкие и вытянутые вверх. Тела существ венчают довольно страшные морды.
К сожалению, на сегодняшний день мы не можем разгадать загадку этого барельефа с точки зрения христианской мысли, однако его художественная ценность бесспорна.
Источник:

***
Автор описания: Елена Ланикина