Японская гравюра, стиль Абуна-Э

Этот стиль японской гравюры появился в семнадцатом веке и достиг своего расцвета в середине века восемнадцатого. Из себя он представляет легкие эротические зарисовки. В отличии от стиля сюнга, который можно сравнить с порнографией, стиль абуна-э не такой «жесткий». В нем часто изображаются пары, но никогда во время физической близости, а до нее или после. Например, распространен сюжет с развязыванием пояса оби. Или неожиданное обнажение, например, от порыва ветра. Как вариант — за костюм красавицы может потянуться животное (положим, обезьяна или кошка), обнажая ее. Все эти тонкие намеки и непрямая нагота говорят о сдержанности. Сдержанность во многом обусловлена цензурой тех времён, которая распространялась на стиль сюнга, но не затрагивала абуна-э. По этой же причины цензуры точный перевод термина абуна-э – «рискованная гравюра» или «опасная гравюра». В любом случае, эротика этого стиля действительно очень тонкая. Например, вода изображает женское начало, а слива или абрикос – мужское.

Женщина на этих гравюрах часто представлены в различных бытовых повседневных сценках: купание, мытье волос, наложение макияжа, болтовня со служанками.

изображение

На гравюре изображена пара целующихся возлюбленных. Женщина на переднем плане, мужчина — дальше. В верхнем правом углу белый прямоугольник, направленный узкой стороной вниз. Внутри него черные иероглифы. Большой красный иероглиф нарисован внизу прямоугольника, за его пределами. Прямо под этим красным иероглифом расположились стопки красной ткани, а также – растение из двух зеленых листьев, направленных по диагонали. Растение помещено в белую плошку с черной землей. Плошка стоит на красном с серой окантовкой коврике.
Фон, на котором расположилась пара, светло-бежевый. Однако это не просто фон, а терраса с поперечными рейками и вертикальными столбиками. Рейки и столбики темнее, чем фон, но всё равно бежевые. На фоне по центру изображено чёрно-коричневое дерево с темными листьями. При желании количество листиков можно сосчитать. В левой части гравюры до ее середины по горизонтали расположилась бамбуковая занавеска.
У мужчины черные волосы, они завязаны в пучок на макушке. Лица мужчины на гравюре нет, так как его закрывает целующая женщина. (Женщину мы видим со спины). Волосы её собраны в большой пучок, гораздо больше, чем у мужчины. Они украшены бамбуковыми палочками и бантом светло-кремового цвета. Шея и немного верхней части спины открыты. Малюсенькая рука держит крупную мужскую щеку. Женщина полулежит. У нее белоснежная кожа. Нога обнажена от основания бедра и перекинута через мужские обнажённые ноги. Она одета в черное кимоно в тонкую белую клетку, украшенное изображением осенних листьев оранжевого цвета. Пояс кимоно развязан и лежит красивыми складками. Его цвет такой же светло-бежевый, как и ее бант. Под кимоно красное одеяние, которое особенно отчетливо считывается рядом с обнаженным бедром, эффектно спадая складками. Также кусочек этого одеяния расположился на спине, выглядывая из-под кимоно.

Кимоно мужчины тёмно-коричневого, шоколадного цвета, из-под него виднеется окантовка светло-коричневого одеяния ). Кимоно несильно распахнуто, на гравюре обнаженная грудь мужчины. Мужчина практически лежит. В его руке раскрытый белый веер. На веере черные иероглифы. Но сама кисть руки не видна – она спряталась за обнаженной женской ногой. Также в костюме мужчины присутствует легкая прозрачная ткань черного цвета в белый горошек. Она частично прикрывает его ноги и частично – ногу женщины. Кожа у мужчины такая же белоснежная, как и у женщины.

Гравюра наполнена яркими, сочными красками, но при этом вызывает ощущение гармонии и баланса. Эротический компонент хорошо считывается, но не является доминирующим в общей задумке художника.
***
Автор описания: Елена Ланикина