В центре чёрно-белой фотографии находится Макарьевская часовня, построенная в 1866 году на Нижегородской ярмарке на средства московского купечества. Она была самой крупной на ярмарке и в народе именовалась Флажной, так как с двух сторон от нее располагались башенки для флагов, построенные Августином Бетанкуром. Около них проходили церемонии открытия и закрытия ярмарки. Полосатые флагштоки венчают двуглавые орлы. А на флагштоках развеваются трехцветные флаги Российской империи.
Пятиглавая часовня выполнена в псевдовизантийском стиле. Центральный купол поднимается на высоту 25 метров, его окружают четыре малых купола по углам. На каждом куполе — православный крест. Фасады часовни украшены арочными окнами и колоннами.
На время ярмарки в часовню приносили старинную (1620 года) чудотворную икону преподобного Макария. Открытие часовни по легенде ознаменовалось чудом: отступила свирепствовавшая до того холера.
Ежегодно 15 июля у флажной часовни совершался благодарственный молебен за благополучное открытие ярмарки, провозглашалось многолетие царской семье и поднимались флаги в знак начала работы ярмарки.
Площадь перед часовней полностью заполнена народом: здесь собрались люди разных сословий – крестьяне, купцы, дворяне. Мужчины, в основном, с бородами, на головах у них — ермолки, картузы, шляпы. Женщины – в платках или нарядных шляпках, в зависимости от возраста и сословной принадлежности. В толпе выделяются оренбургские казаки в белой парадной форме на лошадях. Они поддерживали порядок на ярмарке на протяжении всего времени ее работы.
Желающие увидеть момент поднятия флагов, не уместившиеся на площади, стоят на крыше двухэтажных зданий и с любопытством наблюдают за происходящим.
На площади сбоку от часовни стоят электрические столбы. Это значит, что на Нижегородской ярмарке уже было электрическое освещение. Более того, на ярмарке была собственная электростанция.
За часовней виден высокий берег Оки, на котором расположены многочисленные храмы и нижегородский кремль.
Автор снимка — известный нижегородский фотограф XIX века – Максим Петрович Дмитриев. Сейчас снимок хранится в фондах Русского музея фотографии.
***
Автор описания: Ольга Вершинина