Обнаженная девушка лежит на полянке среди травы на спине. Её тело мертвенно бледно. Руки вытянуты вдоль туловища, глаза закрыты. Волосы рыжие, густые. Над девушкой нависают крупные листья растений с тёмной листвой.
Молодой мужчина в изнеможении склонился над бездыханной возлюбленной. Он тоже обнажен. Обнимая тело любимой, неестественно заломив руки, он припал лицом к её животу и держит за руку . Он жив телом, но душа его омертвела от скорби.
Огромный валун на спину мужчины взвалила сама смерть, она крепко держит камень костлявыми пальцами.
Голова смерти наклонена вперед: видна только макушка черепа. одеяние черное: длинный балахон.
Так выглядит «Горе» Оскара Цвинчера, одно из самых знаменитых полотен художника, написанное в 1898 году.
Цвинчер был яростным ненавистником царствующего в ту пору импрессионизма. Будучи убеждённым символистом, он чтил старонемецких живописцев, а также следовал творческой традиции ближайших предшественников: Бёклина, Рихтера и Швиндта.
В своих работах мастер добивался максимальной детализации образов, умело используя игру светотени. Ему удавалось передать психологическое состояние героев при помощи неординарных композиционных решений.
Например, в «Горе» мы не видим лица страдающего человека. Однако красноречивее тоскующего взгляда о душевном состоянии говорит гигантский валун, намертво придавивший влюблённых. Непомерную каменную тяжесть, возлёгшую на плечи страдальца, намеренно усиливает сама смерть. Её костлявые руки с когтистыми пальцами изо всех сил налегают на глыбу, стремясь окончательно заглушить слабое дыхание жизни.
Сегодня картина Цвинчера хранится в Дрездене в Галерее новых мастеров.
***
Автор описания: Ирина Агафонкова