Елена Ткачёва — «Утро», 1986г.

изображение

В маленьком деревенском мире царят гармония и уют. Перед нами просторная горница в деревянном доме. В красном углу образ и лампада перед ним. Кружевной салфеткой накрыт старый ламповый телевизор на столе. В стене напротив — два окна с тюлевыми легкими занавесками. На подоконнике правого окна стоят несколько горшочков с геранями и алоэ, а перед окном — стул, повёрнутый сиденьем к нам. На стене слева от окна висит большое зеркало, перед ним квадратный стол, накрытый белой скатертью. 
У стола, чуть согнув левую ногу в колене, стоит босоногая девочка-подросток и расчесывает перед зеркалом свои длинные вьющиеся волосы, почти полностью закрывающие худенькую спину. 
На девочке простое голубое ситцевое платье до колена, с рисунком в мелкий белый цветочек. Девчушка не торопится. Медленно проводя гребешком по золотистым локонам, она задумчиво глядит в окошко, туда, где привольно шелестят листьями зеленые кроны.

На первый взгляд, обстановка комнаты умиротворяющая, но если пристальнее вглядеться в отражение, в сердце закрадывается тревога. Зеркальное стекло воспроизводит совершенно иную картинку. На фоне темной стены и угла большой белёной печи тоже запечатлена фигура в голубом платье, но состояние обитательницы зазеркалья существенно отличается от её реального прототипа. Незнакомка кажется старше девушки, стоящей у стола. Она очень напугана. Глаза и рот заметно округлились.

Лицо развернуто в анфас, а руки словно приклеились к корпусу, повинуясь неведомому внутреннему зажиму. Исследователи до сих пор спорят о причинах столь странного несоответствия. Поскольку художницу нельзя заподозрить в торопливости или небрежности, специалисты склоняются к намеренному искажению изображения. Возможно, пугающая трансформация образа – намёк на не слишком безоблачное будущее девушки.
***
Автор описания: Ирина Агафонкова