Александр Градский, «Песня о корабле»

«Песня о корабле», композитор Эдуард Артемьев, автор текста Наталья Кончаловская, песню исполняет Александр Градский.

«Песня о корабле» открывает фильм режиссера Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Первые кадры фильма – это своего рода пролог, предыстория, маленький эпизод из жизни главных героев. Однако этот миг для каждого из них становится чем-то вроде точки отсчёта, или камертона, по которому они будут сверять своё отношение к жизни и к непростым событиям, с которыми им придется столкнуться по сюжету фильма. Снят пролог в чёрно-белом цвете, имитируя кадры кинохроники.

Конец гражданской войны, Белая Армия разгромлена. По степи скачет на лошади молодой красноармеец, он несёт товарищам радостную весть: победа.
Солнечный день. Пятеро друзей-красноармейцев – Егор Шилов, Василий Сарычев, Андрей Забелин, Николай Кунгуров и Степан Липягин – ликуют, радуются победе.
Все они – очень разные внешне. Шилов (актёр Юрий Богатырев) – высокого роста, у него красивое, выразительное лицо, и копна прямых светлых волос. Он небрит.
Сарычев (актёр Анатолий Солоницын) – среднего роста, худой, слегка сутулый, лицо у него тонкое, интеллигентное, глаза глубоко посаженные, запавшие.
Забелин (актёр Сергей Шакуров) – небольшого роста, подвижный и лёгкий. У него светлые волосы и пышные кавалерийские усы.
Кунгуров (актёр Александр Пороховщиков) – крупный и грузный. У него выразительное, волевое лицо, крупный нос и большой, тонкий рот.
Липягин (актёр Николай Пастухов) – выглядит чуть старше остальных. У него простое и доброе лицо крестьянина, округлое, чуть полноватое.

Они собрались во дворе, возле каретного сарая и сеновала бывшей дворянской усадьбы. Все они молоды, на лицах – радость, покой, удовлетворение. На них – распахнутые на груди гимнастёрки, брюки-галифе. С ними молодая девушка, совсем девчонка, в рваной кофте и юбке. Положив локти на забор, она хохочет, глядя, как отплясывает по двору Забелин. Его сабля воткнута  в землю, левая рука Забелина лежит на рукояти сабли, а правая – заложена за спину. Забелин кружится вокруг сабли, притоптывая каблуками.
Опилки и сено летят по ветру.

Лицо Шилова крупным планом. На Шилове фуражка со звездой. Он дремлет, подложив ладони под голову.
Молодой красноармеец скачет по степи. Спрыгнув с лошади, он кричит «победа!». Лошадь, мотнув головой, пятится, и красноармеец падает на землю, держа лошадь за повод, позволяя ей волочь себя по степи. Он словно пьян от радости.

Девчонка хохочет, глядя на Забелина. Он пляшет уже сидя на земле: согнув ноги в коленях, он подпрыгивает на попе, держа саблю обеими руками горизонтально перед собой.
Липягин достаёт из кармана белого мышонка. Мышонок бегает по его ладони.
Ноги Забелина в кавалеристских сапогах со шпорами: каблуки притоптывают, кружась вокруг воткнутой в землю сабли. Рука придерживается одним указательным пальцем за рукоять сабли.
Крупный план Сарычева. Он стоит, привалившись к стене сеновала, и, улыбаясь, смотрит на Забелина.
Крупный план Забелина. Его лицо задрано кверху, он пританцовывает и радостно улыбается.
Крупный план Липягина. Он улыбается, восхищённо мотает головой, глядя на удалой танец.
Забелин, наплясавшись, выпрямляется, хлопает в ладоши.
Девчонка неистово аплодирует, открыв рот от восторга.

Забелин, сделав кувырок назад, выпрямляется и размеренно, с достоинством, уходит «со сцены».
Молодой кавалерист в степи, лёжа на земле, кричит в небо что есть мочи: «Свобода! Равенство! Братство!»
Ветер шевелит колосья.
Молодой красноармеец обнимает лошадь за голову, приговаривая: «Мир!.. мир!..».
Забелин «бодает» Липягина лбом в плечо, они обнимаются, Забелин садится, привалившись к Липягину спиной. Они дружески подталкивают друг друга кулаком в бок, о чём-то переговариваются, улыбаясь.

Опилки, стружка падают, кружась, на лицо Шилова. Его глаза закрыты, он отдыхает.
Девчонка в рваной кофте хохочет.
Забелин сидит на запятках старой господской кареты. Кунгуров, Шилов и Сарычев толкают карету к выходу из сарая. Забелин что-то радостно кричит. Босые ноги Шилова ступают по полу каретного сарая. Крупным планом – лица Забелина и Шилова. Друзья хохочут.
Липягин сидит на козлах кареты. Его лицо в проёме каретного окошка – он смеётся, глядя на товарищей, стягивает фуражку, и снова натягивает её на голову. Лицо Сарычева, он заливается радостным смехом. Хохочущее лицо девушки: пряди волос выбились из косы, она жмурится от смеха.
Липягин на козлах, Шилов, Сарычев и Забелин толкают карету к выходу из сарая. За ними вприпрыжку бежит девчонка, подскакивая, взмахивая руками.

Пятеро друзей, придерживая карету сзади, подталкивают её к склону холма и отпускают.
Старая карета быстро катится по склону, дверцы хлопают, от кареты отваливаются сгнившие доски. Карету заносит, она кренится на правый бок, левые колёса на секунду отрываются от земли. Карета тяжело приземляется на четыре колеса, качнувшись на рессорах, и катится дальше вниз задним ходом.

Пятеро друзей и девушка наблюдают, как катится вниз «карета прошлого». Они ликуют: прыгают от радости, размахивают руками, выкрикивают вслед карете какие-то напутствия, обнимаются, валят друг друга на траву, вскакивают снова, продолжая что-то кричать, махая руками, прыгая от радости…
Карета, всё набирая скорость, быстро катится вниз по склону.

***
Автор описания: Екатерина Молодова
ссылка на видео