Художник Михаил Нестеров прожил долгую жизнь. Его картины, написанные в своеобразной манере, называют «нестеровский пейзаж». Герои картин органично живут в окружении неброских северных просторов, полных тихой магии и легкой печали. Будучи глубоко религиозным человеком, Нестеров не раз участвовал в росписи православных храмов и монастырей.
Мы поговорим о картине «Три старца», написанной в 1914 году. У нее есть и второе, более светское название- «Лисичка». Оно возвращает нас к детским сказкам, в мир, где нет скорби и страданий, почти как в раю.
На картине изображена сцена из жизни монахов северного русского монастыря.
Это может быть и восемнадцатый, и двадцатый век. Календарное время здесь не важно,
потому что это — картина вечности. На улице светло, но солнца не видно. Может быть, наступил вечер или даже белая ночь.
В левой части картины — обычный темный лес, деревья средней полосы.
Стройные, как колонны храма, стволы ели, берёз, и тонкая рябина,
покрытая желтеющими листьями. Из этого небольшого леса медленно, прижавшись к земле,появляется маленькая рыжая лисичка. У нее небольшая голова и пушистый хвостик. По размеру она больше похожа на кошку, но вытянутая голова с длинным носом, конечно, никак не кошачья.
Лисичка находится посередине между опушкой леса и группой людей. Она движется наискосок по отношению к нам, с опаской глядя на уставших путников. Может быть, она привыкла получать от людей угощение и ждет вкусного кусочка от мужчин, присевших отдохнуть у монастырской стены.
Эти люди- монахи, старцы. Их трое, они сидят в рядок на каком-то бревнышке, довольно близко друг к другу. Все они примерно одного возраста. у них седые волосы и длинные бороды.
На переднем плане стоит круглый деревянный резной туесок -наверное, там ягоды.
Ближе всего к нам — самый пожилой монах, у него сильно сгорбленная спина и серое одеяние. Он сомкнул руки вокруг колен и с улыбкой смотрит на лисичку. Шапки на нём нет, белые волосы создают особое свечение вокруг его головы.
Второй монах выпрямил спину и развернулся лицом к нам.На нём — высокая черная шапка и голубое одеяние. В руках он держит длинный посох с изогнутой деревянной ручкой.
Третий, самый дальний от нас старец, тоже в темной шапке и просторном светлом одеянии. Голова его слегка опущена, и кажется, будто он погрузился в свои мысли и не видит происходящего вокруг. Все трое монахов в плетеных лаптях.
Глядя на этих старцев, мы понимаем, что их связывают долгие годы жизни в монастыре, общие молитвы и искренняя вера в Бога.
За спинами монахов уходит вдаль белая стена с небольшим окошком- это монастырь на холме. За стенами монастыря, в долине у подножия холма простирается водная гладь: море или озеро. Оно совершенно неподвижно, в нём отражается серое северное небо, почти такое же серое, как одежда монахов.
На дальнем плане картины — плавные линии невысоких холмов.
Полоса, изображающая озеро, сужается справа налево так, что вместе с
пушистой маленькой лисичкой ведет нас к героям картины- тихим и смиренным обитателям монастыря.
Видно,что их души наполнены светом и покоем, они- часть этого скромного северного пейзажа, этой небогатой природы. Кажется, будто они застыли в вечности и всегда были, есть и будут, так же, как и этот скромный лес, и водная гладь, и лисичка, и добрые люди, и любовь к родному краю — без громких слов, с тихой молитвой обо всех живых душах.
***
Автор описания: Елена Пораль
***
Примечание: картина находится в Третьяковской галерее