«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (ок. 1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
Одна из первых работ молодого Леонардо. Написана маслом на дереве, позже была перенесена на холст.
Картина небольшая, по форме в виде арки, верх полукруглый, как свод.
На картине юная девушка с младенцем на коленях. У обоих над головой нимб в виде тонкого, как ниточка, золотистого обруча, словно их застигли в момент общения, игры.
Позади младенца окно в форме двух арок. Похоже, оно — единственный источник света, однако создается впечатление, будто свет падает откуда-то сверху.
Младенец на коленях у матери: очень пухленький, без одежды. На ручках и ножках складочки. Головка ровная, гладкая, без единого волоса. Осмысленный взгляд. Возраст понять сложно, вероятно, около года или чуть больше. Сидит самостоятельно, головку держит сам, но рука матери сзади, как будто сидеть он научился не так давно, и она переживает, как бы он не отклонился назад и не упал. Левой ручкой малыш прикасается к маминой руке так, будто хочет ухватиться за нее. Левая ножка согнута в колене, правой сидит на колене девушки.
Младенец внимательно и сосредоточенно рассматривает цветок, который правой рукой держит мать. Между ее большим и указательным пальцами тонкий стебелек с двумя четырёхлепестковыми цветочками, похожими на крестик. В левой руке букет или веточка, от которой девушка оторвала этот цветок.
Девушка одета в средневековое платье: тёмно-зеленый верх, коричневый низ. Подол немного поднят, видна светлая нижняя юбка. Волосы Мадонны собраны и сзади спадают локонами.
Мягкие черты лица. Круглые щёки. Уже не девочка, но и не взрослая женщина. Лицо излучает тепло, свет, нежность. Она с улыбкой и любовью смотрит на младенца. Любуется им, радуется каждому его движению.
От картины исходит ощущение гармонии, полного счастья и совершенства.
***
Автор описания: Зоя Фархутдинова