Каслинский чугунный павильон

изображение

Прямоугольный горизонтальный цветной снимок Каслинского чугунного павильона, находящегося внутри здания Екатеринбургского музея изобразительных искусств. На заднем плане видны серо-бежевые стены музея, слева за павильоном стеклянные витрины с бюстами и миниатюрными скульптурами, справа вдоль стены стол с компьютером.
Павильон имеет квадратную форму. Его натуральная площадь 91 квадратный метр, высота ажурных решеток 5,8 метра.

Изначально павильон создавался для Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде. По задумке это была витрина, внутри и снаружи которой выставлялись скульптуры и предметы художественного литья, выполненные на предприятиях Кыштымского горного округа, в том числе и на Каслинском чугунолитейном заводе (где был изготовлен павильон). Известность павильон получил во время Всемирной выставки в Париже в 1900 году, где он завоевал Гран-при в номинации «металлические изделия».

Павильон установлен на сером мраморном подиуме, вокруг которого выложена металлическая чёрная чугунная плитка с орнаментом. На фотографии мы видим лицевую часть павильона в пол-оборота. Входная группа выполнена в виде беседки. В нижнем ярусе плотный парапет, на котором в разных местах установлены миниатюрные скульптуры всадников, коней, фигуры людей. Главный вход украшает красный бархатный балдахин, поддерживаемый чугунными пиками. Красным бархатом оформлены и другие входы павильона. Золоченый фон, как подложка, образует стены среднего и верхнего ярусов, на нём ажурное чугунное литьё выглядит ярче и чётче. Крышу ограждает невысокий резной парапет, справа он выступает выше, на этом выступе на золотом фоне надпись «1900». Описать весь орнамент подробно нет возможности, так как фотография общая. Но на ней прослеживаются в украшении древнерусские мотивы: персонажей сказок, ладьи, драконов, рыб, выполненных в стиле горельеф. Справа на некотором расстоянии от павильона на постаменте скульптура женщины в богатырских доспехах, с мечом в правой руке, на груди поверх кольчуги висит крест, в левой руке поднят до уровня плеч щит. Щитом женщина прикрывает императорскую корону, скипетр и державу, лежащие на подушке на пьедестале. Скульптура называется «Россия».

Павильон производит сильное впечатление. По снимку сложно представить, что данное художественное произведение выполнено из чугуна, материала на первый взгляд тяжелого и мощного. При этом мастерам Каслинского завода удалось сделать стены, входные проёмы, парапеты, ажурные скосы – всю работу настолько тонко, что павильон выглядит не отлитым, а словно сплетённым из тончайшего чёрного кружева.

изображение

Скульптура Николая Акимовича Лаверецкого «Россия».
Вертикальный снимок скульптуры «Россия» на белом фоне. Выполнена из чугуна, чернённого сажей, в технике каслинского литья, в традиционном русском академическом стиле. Скульптура представляет собой женщину в длинном до пят одеянии, поверх которого надета кольчуга с высоким воротом и короткими рукавами, подпоясанная ажурным поясом. Слева на поясе ножны. На груди висит крест. Волосы убраны, на голове шлем куполообразной формы, его вершину венчает хвост из волос, на лицевой части острие пики.
В правой руке женщина держит меч, в левой, поднятой примерно до уровня плеча, — щит. Щитом она прикрывает символы царской власти: Большую императорскую корону, скипетр и державу. Символы власти лежат на подушечке с кисточками, на отдельном пьедестале, покрытом расшитым отрезом ткани также с кисточками. Вся скульптура располагается на пьедестале, украшенном в стиле горельеф орнаментом и изображением российского герба (двуглавого орла).
Скульптура выставлялась вместе с Каслинским чугунным павильоном на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Она располагалась на самом видном месте в композиции, у главного входа, и имела символическое значение женщины-защитницы Отечества. Президент Франции пожелал приобрести весь архитектурный ансамбль, непременно со скульптурой. Однако российские представители ответили на это предложение фразой, которая в последствие стала крылатой: «Россия не продаётся». Сделка не состоялась. Сейчас скульптура выставляется вместе с Каслинским павильоном в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
***
Автор описания: Наталия Трофимова