Поль Гоген, «Жёлтый Христос»

изображение

Первое, что бросается в глаза – это несопоставимость элементов сюжета, доходящая до абсурда: распятая худая фигура Христа в центре, традиционный бретонский пейзаж в качестве фона и бретонские крестьянки, одетые в национальные одежды конца XIX века. Женщины мирно расположились вокруг креста, на котором распят Христос, с абсолютно спокойными и безучастными лицами. Вид умирающего героя и его лик, полный страдания и той степени мучений, которая граничит с апатией и безразличием ко всему его окружающему, не вызывает никакого интереса у присутствующих. Спокойные, покорные позы женщин, умиротворение, разлитое в воздухе, насыщенный «солнечным» жёлтым цветом ландшафт с деревьями в красной осенней листве, крестьянин, занятый вдали своими делами – все это не может не входить в конфликт с тем, что происходит на кресте.
Кроме оригинального сюжета, картина привлекает и цветовым решением. Здесь царит жёлтый. Он господствует во всей работе, не отвлекая на контрасты и диссонансы. Этот цвет полон и внутренних противоречий – солнечный цвет, обычно трактующийся как радостный, спокойный, умиротворённый, выбран художником для воплощения такого сложного в эмоциональном и содержательном плане сюжета, как распятие Христа.