Первобытное искусство: «Дама в капюшоне из Брассемпуи»

изображение

В описании Виллендорфской Венеры речь шла о пышных формах и отсутствии черт лица как о культовом значении в рамках концепции безличного плодородия для позднего палеолитического периода в Европе. (Примерно 10 тысяч лет назад). Однако во Франции, в местечке Брассемпуи, была найдена совершенно другая скульптура того же периода. Это практически полноценный скульптурный портрет! (Естественно, со скидками на особенности той эпохи).

Фотография музейного качества – черный фон и правильная подсветка, которая отображает все детали.

Фигурка представляет собой дамскую головку с длинной, тонкой, очень изящной лебяжьей шеей. Если судить по пропорциям, то они точно будут меньше, чем у Виллендорфской (палеолитической) Венеры. Эта Венера хрупка и явно не имеет проблем с лишним весом.

Лицо треугольной формы. В первую очередь внимание привлекает нос – он проработан лучше всего и практически полностью реалистичен. Он не большой и не маленький, а пропорциональный общей массе лица. Также хорошо проработаны брови, глазницы углублены. Подбородок тоже проработан и имеет форму круга. Рта нет.

Волосы доходят до плеч, они разделены на квадратики примерно по два на два сантиметра. (Это сделано с помощью прорезей). Видимо, это такое стилизованное изображение кудрей. Однако по вертикальной линии ушей стилизованные кудри заканчиваются, и лицо обрамляют уже не волосы, а что-то похожее на ткань. Так, во всяком случае, это выглядит. Именно поэтому данная работа называется «Дама в капюшоне из Брассемпуи». Возможно также сходство с капюшоном потому, что нет как таковой челки – линия волос на лбу напоминает именно капюшон.

Вопрос, почему эта дама столь изящна и индивидуализирована в условиях безличного культа плодородия, остается открытым.
***
Автор описания: Елена Ланикина