Первобытное искусство: Пещера Фон-дэ-Гом

изображение

Среди пещер, в которых присутствует наскальная живопись, французская Фон – дэ Гом не самая известная. Однако она скрывает настоящие сокровища!
Пещера была открыта в 1901 году. Возраст рисунков разный, от более древних к более «современным». Однако подавляющее число изображений выполнено в полихромной (многоцветной) технике и относятся к эпохе позднего (верхнего) палеолита (двадцать – десять тысяч лет назад).

Интересно, что в пещере некоторые изображения выполнены в полную величину животного. Исследователи выделяют как минимум 80 полноценных самостоятельных рисунков.
Но если в пещере Альтамира над всем главенствуют бизоны, то здесь одним из лучших рисунков считается изображение дикого оленя.
Олень занимает практически всё пространство фото. Он смотрит направо, слегка наклонен по вертикали слева-направо. (Его круп – в верхнем левом углу, морда – в нижнем правом). Олень изображён в профиль, но видно все четыре ноги. Голова оленя слегка наклонена, шея «смотрит» вниз.
Пол животного – предположительно самка. Предположение связано с тем, что на рисунке нет изображения половых органов. А рога у северного оленя растут даже у самок.
Цвет изображения – от чёрного к светло-светло-коричневому. По спине от хвоста до основания шеи тянется черная полоска. Также чёрный присутствует в области между задней ногой и животом оленя. Немного черного есть на ногах животного в области колен (как задние, так и передние ноги). Чёрным контуром обозначено миниатюрное ушко оленя и его нос. Также чёрный цвет присутствует на подбородке животного, им же обозначен глаз и рога. Вдоль основания шеи, сверху вниз, тянется плавный волнистый изгиб коричневого цвета, создавая объём. Всё изображение обведено светло-светло-коричневым контуром – это очень тонкая  и изящная линия. Большая часть корпуса животного не закрашена.
Хвост у оленя, можно даже сказать, хвостик, очень маленький, он только обозначен. Ноги чрезвычайно тонкие, особенно по сравнению с очень объемным корпусом. Но эта тонкость ног не создает дисгармонии – наоборот, прибавляет изящества и утонченности всей композиции. (Равно как и крошечный хвостик, и малюсенькое ушко). На задних ногах еще можно разглядеть копыта, на передних ногах копыта не обозначены.
Рога притягивают к себе основное внимание – они огромны. Выполнены чёрным цветом. Причем это не раскидистые рога, как мы привыкли видеть у оленей, а всего две тонкие черные линии. Кроме того, в основании, ближе к голове, линии тонкие. А поднимаясь вверх, они утолщаются. Рога изогнуты так, что до изгиба они идут параллельно линии наклоненной шеи, а затем плавно заворачивают направо. Этот изгиб больше всего напоминает половинку нарисованного сердца.
Этот олень – действительно жемчужина поздней палеолитической живописи, многие специально отправляются в Фон-дэ-Гом, чтобы познакомиться с ним.
***
Автор описания: Елена Ланикина