Искусство Древнего Египта: скульптура жреца Каапера

изображение

Особый расцвет круглая скульптура (скульптура, которую можно обойти) приобрела в эпоху Древнего Царства. (Две тысячи семьсот седьмой – две тысячи двести пятидесятый годы до нашей эры). Именно к этому периоду относится знаменитая скульптура жреца Каапера. И если в изображениях фараонов доминировал канон, который запечатлевал их незыблемыми и статичными для вечности, то в изображении простых смертных от этого канона можно было отойти. Скульптура Каапера – явный тому пример.

Скульптура была найдена в одной из мастаб (гробниц) севернее знаменитой пирамиды Джоссера (первой пирамиды Египта). То есть, она относилась к заупокойному культу. Но насколько она живая! (Если это слово можно использовать для заупокойной скульптуры). Особенно по отношению к изображениям верховных правителей. Сейчас скульптура находится в Каирском музее.
Каапер был жрецом и писцом, который жил на рубеже двадцать пятого – двадцать шестого века до нашей эры. Его скульптура была найдена в конце девятнадцатого века и получила арабское название  Шейх эль-Беле («Сельский староста»). А все дело в поразительном сходстве изображения жреца с местным сельским старостой той деревни, где велись раскопки. Это название сохранилось за скульптурой, и его часто можно встретить в искусствоведческих книгах и статьях.
Также рядом со скульптурой жреца была найдена скульптура его жены. Но, если скульптура Каапера сохранилась в полный рост, то скульптура его жены дошла до нас только в виде погрудного портрета высотой шестьдесят один сантиметр.
Материал, из которого изготовлены обе скульптуры – дерево. Высота скульптуры Каапера – сто двенадцать сантиметров. Никаких надписей на скульптуре нет. Сорт дерева, из которого она изготовлена, — сикомора. Вполне возможно, что это не случайно – это дерево в Древнем Египте связывали с богиней Хатхор и загробным миром. Голова и тело изготовлены из одного куска дерева, руки приставлены, вырезаны из двух других кусков. Изначально жрец держал в одной руке скипетр, в другой посох. Скипетр был безвозвратно утерян, посох восстановили, и теперь у скульптуры в музее современный реконструированный посох в правой руке.
После того, как скульптуру вырезали из дерева, ее покрыли слоем гипса. И уже поверх него раскрасили и нарисовали редкие волосы. (Они заметны, если смотреть на скульптуру сбоку, на приведенном фото их не видно). Гипс и красочный слой с деревянной скульптуры слезли за тысячелетия, но кое-где на теле виден его (гипса) тонкий слой. Глаза скульптуры выполнены из хрусталя и небольших медных пластинок. Именно благодаря глазам скульптура крайне реалистична. На фото эти потрясающие глаза находятся в тени, которая не позволяет оценить все мастерство их создателей.
На фото изображена скульптура мужчины средних лет (не старше сорока пяти) в полный рост. Мужчина идет, его левая нога на месте, а правая шагает вперед. В правой руке мужчина держит тонкий длинный посох, посох доходит до его плеча. Одет мужчина в набедренную повязку, доходящую до колена, завязанную на талии узлом. Пупок видно. Один кончик завязанного пояса доходит почти до колена фигуры – очень длинный. Детали в скульптуре проработаны весьма тщательно, например, прекрасно считываются ногти на голых ногах. Крепление рук к основному куску, из которого вырезана скульптура, сильно заметно.
Фигура у мужчины довольно грузная, неспортивная. Явно считывается довольно большой живот. Растительность на голове отсутствует – так кажется при первом знакомстве с изображением. Однако, мы уже писали выше, что под определенным углом видны редкие нарисованные волосы, которые не заметны на приведенном фото.
По всей фигуре можно наблюдать характерные для дерева разводы, то есть, структуру материала. На некоторых частях фигуры сохранился тонкий слой гипса. (Например, в самом низу юбки-набедренной повязки).
Лицо у мужчины пухлое, округлое. Губы также пухлые, в легкой улыбке. Нос небольшой, аккуратный, прямой и пропорциональный. Подбородок немного выступает вперед. Уши небольшие, плотно прижаты к голове.  Лоб средний вышины. Брови расположены очень низко над глазами. (Об удивительных глазах этой скульптуры мы писали выше). Взгляд добрый, мудрый, располагающий, мягкий. Вообще вся скульптура так и светится теплотой. И в этом ее главное отличие от застывших для вечности скульптур фараонов. Там был важен канон, а в случае с Каапером – эмоции.
Скульптура размещена на черном фоне, стоит на красном квадрате.
***
Автор описания: Елена Ланикина